Елена Антонова
Проект «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей якутского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ
К УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ НАРОДА САХА
«Кружковая деятельность «Хомусчаан»
Авторы проекта : Алексеева Евдокия Васильевна- заведущий МБДОУ д/с «Чэчир», Антонова Елена Никитовна- старший воспитатель, Герасимова Клара Артуровна- музыкальный руководитель, Баишева Айталина Семеновна- воспитатель.
Направление проекта : «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей».
Цели, задачи и ожидаемые результаты
Публикация «Проект „Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей якутского народа“» размещена в разделах
Цель проекта : обеспечить формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству и культурным традициям народа саха.
Задачи:
1) теоретически исследовать проблему формирования художественно-творческих способностей детей 5 -7 лет;
2) обосновать влияние кружковой деятельности по ознакомлению с традициями своего народа на формирование художественно-творческих способностей дошкольников;
3) выявить комплекс педагогических условий формирования художественно-творческих способностей дошкольников в кружковой деятельности по ознакомлению с традициями народа саха;
4) разработать программу формирования художественно-творческих способностей старших дошкольников на занятиях по кружковой деятельности, осуществив процесс интеграции на основе фольклора с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
5) апробировать комплексные занятия по ознакомлению с традициями якутского народа, используя эффективные и инновационные методы и средства, приемы и формы обучения;
6) провести мониторинг динамики художественно-творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты:
Результатом работы над проектом «Хомусчаан» является:
• устойчивое развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти (как обязательных компонентов творческих способностей) – на основе приобщения к народному творчеству, культурным обычаям, традициям родного края;
• создание творческой среды, позволяющей раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
• доверительный творческий стиль обучения, обеспечивающий непринужденность и заинтересованность в работе каждого ребенка, педагогического коллектива и коллектива родителей в целом;
• включение детей в разнообразные виды национальной художественно-творческой деятельности (музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную) в комплексе;
• проведение мониторинговых процедур.
Основная проблема, ее актуальность
В воспитание детей дошкольного возраста внедряются все новые и новые методы. В последние десятилетия особое внимание уделяется методам на основе приобщения к устному народному творчеству и культурным традициям народа саха. И поэтому в воспитательной программе большинства детских садов основным средством формирования художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста является ознакомление с устным народным творчеством, через которое пытаемся возродить устное народное творчество, ведется работа по пропаганде фольклора народа саха. Но в то же время проведение мониторинговых процедур, по приобщению к устному народному творчеству народа саха, не проводится.
С народным творчеством, природными богатствами и промыслами Якутии знакомит дошкольников программа «Тосхол», построенная по принципу «искусство от родного порога», но в ней не представлены методические разработки программы по темам. Так возникла идея образовательного проекта «Хомусчаан».
Таким образом, проект «Хомусчаан» поможет развивать художественно-творческие способности дошкольников, комплексно подходя к реализации потенциала всех видов народного творчества, осуществив процесс интеграции на основе восприятия культурных обычаев родного края, народных игр, музыкального и фольклорного материала, природных явлений, соответствующих годовому кругу.
Содержание и структура инновационного проекта
Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников, дополняющим учебный процесс и свободное от занятий время, с преобладанием вербальных методик. Рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и ДОУ в художественно-эстетическом воспитании детей, формировании единой эстетически воспитывающей среды ДОУ – дом (семья) ребенка. Представляет собой цикл мероприятий (в соответствии с народным календарем) с участием педагогов и родителей дошкольников, ориентирован на детей дошкольного возраста, составлен с учетом возрастного развития детей старшей и подготовительной к школе группы и рассчитан на 1 год обучения, включает 7 тем.
Учебно-тематическое планирование предполагает организацию и проведение кружковой деятельности. В проекте представлен план проведения кружковой деятельности, музыкальный и фольклорный материал: загадки, календарная обрядовая поэзия, песни, литература и творческие задания для воспитателей, детей и родителей.
Структура проекта технологически направлена на достижение поставленных в нем задач, связь с учебным материалом, многообразие методов и сочетание различных средств активизации познавательной деятельности дошкольника, применение всего фонда опорных знаний воспитанников из разных разделов программы.
Научная новизна и практическая значимость проекта
• Проект обогащен расширенной тематикой нетрадиционных по содержанию и форме занятий, творческими заданиями для воспитателей, детей и родителей.
• Представляет обновленный взгляд на творческое развитие дошкольников на основе культурного наследия нашего народа : комплексный подход к изобразительной деятельности и организации жизни ребенка в ДОУ; нетрадиционное использование среды; использование традиций народа саха; объединение усилий ДОУ, семьи.
Уровень проработанности
Проект «Хомусчаан» реализовывается с 2009 года. В первые годы его реализации проверка показала положительные результаты, поэтому мы используем его из года в год.
Учебный год Достижения детей
2009-2010 1 место в номинации «Народные инструменты» в районном фестивале «Поет и танцует детство» (г. Нюрба);
2010-2011 Дипломанты I степени в разговорном жанре региональном конкурсе «Полярная звезда»(с. Чаппанда);
2011-2012 Филиппова Олеся- 2 место в районном конкурсе «Аман ос» (г. Нюрба);
Финалисты районного конкурса «Театр и дети», посвященного году Олонхо.
Андросова Эльмира, Жданова Анжелина - обладатели номинации «Бастын олонхоьут»;
Участие в региональном конкурсе рисунков «Олонхо геройдара о5о хара5ынан».
2013 3 место в жанре "Хореография" в кустовом фестивале "Поет и танцует детство", с. Хатынг-Сысы
Баишева Ксения- Диплом 1 степени в разговорном жанре в кустовом фестивале "Поет и танцует детство", с. Хатынг-Сысы
Адамов Олег- Диплом 2 степени в жанре "Вокал" в кустовом фестивале "Поет и танцует детство", с. Хатынг-Сысы
Андросова Эльмира- Диплом 3 степени в разговорном жанре в кустовом фестивале "Поет и танцует детство", с. Хатынг-Сысы
Ансамбль мальчиков "Ымыы"- Грамота за 1 место в жанре "Вокал" в кустовом фестивале "Поет и танцует детство", с. Хатынг-Сысы
2015 Коллектив "Чэчир"- Грамота обладателя номинации "Приз зрительских симпатий" в кустовом конкурсе "Ымыычаан 2015", с. Кангаласс
2016 Григорьева Люба- Дипломант 1 степени регионального тура республиканского телевизионного конкурса "Полярная звезда-2016", г. Нюрба
Григорьева Люба, Мачаттырова Сайаана- Дипломанты 2 степени регионального тура республиканского телевизионного конкурса "Полярная звезда-2016", г. Нюрба
Герасимов Володя- Лауреат 3 степени, IV республиканский фестиваль «Первые шаги» в рамках международного фестиваля "Бриллиантовые нотки", г. Нюрба
Григорьева Люба, Мачаттырова Сайаана- IV республиканский фестиваль «Первые шаги» в рамках международного фестиваля "Бриллиантовые нотки", г. Нюрба
Ансамбль мальчиков "Чэчир"- Лауреат 1 степени на районном конкурсе "Ымыычаан
Ансамбль мальчиков "Чэчир"- "Приз зрительских симпатий" на районном конкурсе "Ымыычаан
Квартет "Чэчир"- Лауреат 2 степени на районном конкурсе "Ымыычаан 2016
Григорьева Люба, Герасимов Володя, Мачаттырова Сайаана, Рожин Ньургун, Жирков Алеша- Грамота за 3 место в районном фольклорном фестивале «Удьуорбутун утумнаан», г. Нюрба
2017 Евгений, Максим Васильевы- Диплом, лауреат 1 степени V Республиканского детского конкурс-фестиваля "Первые шаги" в рамках международного фестиваля "Бриллиантовые нотки", г. Нюрба
Ансамбль "Чэчир"- Диплом, лауреат 2 степени V Республиканского детского конкурс-фестиваля "Первые шаги" в рамках международного фестиваля "Бриллиантовые нотки"
Евгений, Максим Васильевы- номинация "Лучшие участники" регионального тура республиканского телевизионного конкурса "Полярная звезда-2017", г. Нюрба
Ансамбль "Чэчир"- Сертификат за участие регионального тура республиканского телевизионного конкурса "Полярная звезда-2017", г. Нюрб
Дипломанты 2 и 3 ст. в региональном конкурсе «Алыптаах ункуу туьулгэтэ»
2018 Васильев Е, Васильев М., Васильев А., Васильев У, Николаева К., Филиппова А., Иванов С., Иванова С- Грамота за 1 место в районном соревновании исполнения Чабыр5ах, г. Нюрба
2019
Итак, проект дает устойчивые положительные результаты:
1) теоретически исследована проблема формирования художественно-творческих способностей детей 5 – 7 лет;
2) обосновано влияние кружковой деятельности по ознакомлению с традициями народа саха на формирование художественно-творческих способностей дошкольников;
3) выявлен комплекс педагогических условий и проверена их эффективность;
4) разработана и апробирована программа занятий; осуществлен процесс интеграции на основе традиций Якутии;
5) проведен мониторинг динамики художественно-творческих способностей детей.
Перспектива продолжения работы над проектом предполагает обогащение содержания и форм сотрудничества взрослых и детей (создание комплексного плана совместной деятельности педагогов, детей и родителей).
Проект «Хомусчаан» не является завершенным и должен, по нашему мнению, находиться в постоянном развитии.
Сыллаа ы ыытыллар лэ барыла
№ Темата Сыала-соруга, лэ к р э
1 нэдиэлэ Саха норуотун т гэстэрэ Саха норуотун гэстэрин, сиэрин-туомун били иннэрии.
Алгыстар, айыылар, байанай, кыстык, сайылык, ы ыах сиэрдэрин-туомнарын, т гэстэрин рэтии
2нэдиэлэ с хо оонноро с хо оонугар саха норуота йэлэргэ муспут муудара а к ст р н арыйыы, норуот тылынан уус-уран айымньытын биир жанра буоларын огого кыра сааьыттан уерэтии.
с хо ооннорун аа ыы, рэтии
3 нэдиэлэ
с хо оонноро с хо оонугар саха норуота йэлэргэ муспут муудара а к ст р н арыйыы, норуот тылынан уус-уран айымньытын биир жанра буоларын огого кыра сааьыттан уерэтии.
с хо ооннорун рэтии, уру уйдаа ын
4 нэдиэлэ Таабырын Саха норуота йэлэргэ муспут муудара ын арыйыы, о ону толкуйдуурга рэтии
Таабырын таайсыы
5 нэдиэлэ Таабырын Саха норуота йэлэргэ муспут муудара ын арыйыы, о ону толкуйдуурга рэтии
Таабырыны айарга холонуу, таайсыы
6 нэдиэлэ Чабыр ах О ону чабыр ахха рэтэн, кини тургэнник толкуйдуур ньыматын уонна са арар са атын тупсарыы.
Чабыр а ы истии
7 нэдиэлэ Тыыныыга дьарык Огону кыра эрдэгитэн с пк тыынарга уерэтии
Сирэй, мурун, уос, моой, тыл гимнастикатыгар уерэтии
8 нэдиэлэ
Чабыр ахха дьарыктар О о дор оонун с пк са аран та аарарын сити ии
Т ргэн, кылгас тыллары та ааран чуолкайдык са арарга рэтии. Чабыр а ы йт н аа арга рэтии
9 нэдиэлэ Чабыр ах Чабыр а ы с пк тыынан толорорун сити ии
Чабыр а ы б л нэн толорорго рэнии
10 нэдиэлэ Норуот ырыалара Норуот ырыатын уратыларын араарарга рэтии
Дьиэрэтии, дэгэрэ, хабар а о. д. а. ырыалары и итиннэрии, «Соно оьум барахсан» ырыаны рэтии
11 нэдиэлэ
Норуот ырыалара Ырыаны с пк толорору сити ии
Б л нэн толорорго рэтии
12 нэдиэлэ Дэгэрэ ырыа а хамсаныылар Дэгэрэ ырыа тэтиминэн ого холкутук хамсанарын сити ии
«Саадьа ай о ус» ырыаны рэтии
13 нэдиэлэ Норуот ырыатыгар кылы ах Норуот ырыата кылы ах к м т нэн ылланарын сити ии
Эти-хааны эрчийии, кылы а ы та аарарга рэтии
14 нэдиэлэ Кылыhахха эрчиллиилэр Кылы ах эрчиллиилэрин рэтэн, кылы ахтарын таьаарары сити ии.
1,2 уонна элбэх охсуулаах кылы ах баар
15 нэдиэлэ Тойугу иhитиннэрии Тойугу истэ рэнии, ис хо оонун араарарга рэтии
Тойугу истии, кылыhах тардыытын онорууга бэлэмнэнии. Тойук араастара
16 нэдиэлэ Тойуктуурга у рэнии С. А. Зверев ансаамблын били иннэрии, саха ырыатыгар-тойугар интэриэ и к бутуу
«А а алгы а», «Эбэ алгыhа» тойуктары истии
17 нэдиэлэ Тойуктуурга уерэнии Тойук саха норуотун омук быьыытынан ураты ырыатын толорорго рэтии
Хо уйуу тойугу йт н толорорго рэтии
18 нэдиэлэ Тойук Тойугу с пк толорору сити ии
Б л нэн толорорго рэнии
19 нэдиэлэ Оьуокай араастара.
О уокай араастарын араара рэтии, саха терут куутэ буоларын о олорго рэтии, били иннэрии
Оьуокай арааьа: Булуулуу, Сунтаардыы, Елуехумэлии, Ньурбалыы, Таатталыы уо. д. а.
20 нэдиэлэ Биллиилээх о уохайдьыттар Тереебут дойдубут биллиилээх о уокайдьыттарын сырдатыы, рэтии
Ньурба, Ха алас о уокайдьыттарын били иннэрии
21 нэдиэлэ О уохайга кылы а ы оноруу Оьуокайга кылыьагы оноруу сатабылларыгар уерэнии.
Оьуокайга кылы а ы та аарарга дьарыктаа ын, о уохай тылын этэргэ холонуу
22 нэдиэлэ О уохай этэргэ холонуу О уохайы с пк т ктэн этэри сити ии. Сатаан хаамарга, тыынарга, дор ооннору таба са арарга, т ктэргэ рэтии
О уохай тылын рэтии
23 нэдиэлэ Саха к тэ С. А. Зверев ансаамбылын били иннэрии, саха ырыатыгар-тойугар интириэ и к бутуу
О уор к хамсаныыларын рэтии
24 нэдиэлэ Саха к тэ О о имигэстик, тэ э к л р н сити ии
О уор к т н туруоруу
25 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнара Ырыа-тойук до у уоллаах буоларын били иннэрии
Музыкальнай инструменнары кытары билсии. Дьа аны, к пс р, кырыымпаны тыа атарга холонуу
26 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнара С пт х тыа ы-уу у та аарарга рэнии
Ырыаны кытары тэ э до у уоллуурга рэнии
26 нэдиэлэ Саха музыкальнай инструменнара Таба до у уоллуру сити ии
Б л нэн толорорго рэнии
27 нэдиэлэ Хомус Хомус тыа ын сэргээн истэргэ рэтии, хомуска охсор араас ньымалары рэтии.
Хомуска охсуу араастара: Сыыйа тардыы, хаастатыы, куерэгэйдэтии, кэгэлэтии, табыгынатыы.
28 нэдиэлэ Хомус «Саха- айылга огото, хомус-айыл а музыката» диэн ейдебулу кыра саа ыттан рэтии.
Хому у тардарга рэтии
29 нэдиэлэ Хомус Хому у с пк тардарга рэтии
Б л нэн толорорго рэнии
30 нэдиэлэ Норуот остуоруйалара, сэ эннэрэ Саха норуотун уус-уран айымньытын иитэр суолтатын тиэрдии, йд т
Остуоруйаны истии
31 нэдиэлэ Норуот остуоруйалара, сэ эннэрэ Саха норуотун уус-уран айымньытын иитэр суолтатын тиэрдии, йд т
Остуоруйаны айан кэпсииргэ рэнии
32 нэдиэлэ Олонхо
О ону кыра саа ыттан олонхо о сы ыарыы
Оло хо норуот уус-уран айымньытын чыпчаала буоларын йд т, «Ньургун Боотур» оло хотттон бы а тардыылары и итиннэрии
33 нэдиэлэ Олонхо Кылыhахтаах тойугу истэ рэнэргэ дьарыктаныы. Олонхону оруолларынан толорон рэтиини сити ии
Олонхо олуктарын толоруу,олонхону биирдиилээн, белегунэн толоруу. Олонхону оруолларынан толорорго уерэтии.
34 нэдиэлэ Олонхо Тылы с пк са арарга, оло хону толорорго рэтии
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону рэтии
35 нэдиэлэ Оло хо Олонхого оонньоон керен ого этинэн- хаанынан билэрин сити ии.
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону оонньуурга холонуу
36 нэдиэлэ Оло хо О о олонхону толорорун сити ии
«Эмньик кулун аттаах Эрчимнээх Эчик» олонхону оонньооьун