Шуайнат Щеглова
Круглый стол «От молодого специалиста к успешному педагогу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Свой среди своих»
Тренинговое занятие
25 октября психологом-педагогом МБОУ «Каргалинская СОШ» Щегловой Ш. А., проведено тренинговое занятие «Свой среди своих». Занятие проводилось с молодыми педагогами образовательного учреждения с целю - психологической адаптации молодых педагогов к условиям преподавательской деятельности.
Публикация «Круглый стол „От молодого специалиста к успешному педагогу“» размещена в разделах
Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Молодой специалист – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно научиться жить среди других людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы лучше понять людей и себя.
К коммуникативным умениям относятся:
• Описание поведения, т. е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить поведение.
• Коммуникация чувств — ясное сообщение о своем внутреннем состоянии, понимание и принятие своих и чужих чувств. Чувства выражаются телодвижениями, словами, поэтому легко ошибиться относительно эмоционального состояния другого человека. Мы часто передаем чувства в неявной форме или в форме оценки. Например: «Ты всегда всех задеваешь» — оценка человека. «Я чувствую себя обиженной, когда ты так говоришь» — выражение чувства. Чтобы тебя правильно поняли, лучше использовать при общении прямые определения: «Я чувствую смущение, огорчение, сожаление и т. п.».
• Активное слушание — умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
• Эмпатия — адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.
• Конфронтация — действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.
Помимо описанных коммуникативных умений, педагогам в их дальнейшей работе будут необходимы навыки делового общения, такие, как:
• установление контакта;
• ориентация в проблеме;
• аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
• навыки принятия решений, нахождение компромисса.
Тренинг состоит из двух частей:
1. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.
2. Упржнения, в которых активизируются все умения.
Занятие «Я и другие вокруг меня»
Цель – способствовать дальнейшему сплочению в коллективе и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного коммуникативного взаимодействия совершенствовать навыки общения.
Упражнение «Грани сходства»
Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.
При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?
Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т. д.
После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.»
Во время выполнения работы можно включить легкую музыку. После выполнения упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.
Упражнение «Великий мастер»
Упражнение помогает педагогам осознать сильные стороны своей личности.
«У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов : «Я великий мастер…» - например, пеших прогулок, приготовления, заплетания косичек и т. п., причем надо убедить в этом остальных участников. Ведущий спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер.
Завершение занятия.
По кругу педагоги высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.