Лучший педагог года

Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»

Ирина Черепанова
Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

Математика … выявляет порядок,

симметрию и определённость.

А это важнейшие виды

прекрасного.

Аристотель

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

В. А. Сухомлинский

Публикация «Круглый стол для педагогов „Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности).

Математика - серьёзная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребёнка интереса к математике, любознательности и способности к логическому мышлению.

Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путём, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно овладевая чёткими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организациях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

На занятиях по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Важным приёмом на занятиях является использование ведущей деятельности дошкольников – игры в процессе обучения.

ИГРА как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Игровая мотивация и занимательность используются для отработки какого-либо навыка, который требует многократных повторений. Поэтому включение в процесс формирования математических представлений подвижных игр и упражнений, решают не только общепедагогические, но и специфические задачи.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают и запоминают новые предметы, их свойства.

Уже к 4-5 годам дети освоили ведущие элементы : они свободно ходят, держась прямо и не опуская головы; непринуждённо бегают в разном темпе, чувствуют ритм, положение тела во время различных действий. Движения детей носят целеустремлённый и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Поэтому на занятиях можно активно использовать подвижные игры.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие дошкольников.

Программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Количество и счёт.

Для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, соответствии количества предметов и цифры, можно использовать такие подвижные игры : «Собери снежинки», «Найди пару», «Восстанови цифровую дорожку», «Бьют часы», «Найди цифру», «Покажи нужную цифру», «Раз-два, не зевай, дружно вместе выполняй» и др. Играя в такие подвижные игры,дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Форма

Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше на усвоение геометрических фигур также применяют подвижные игры, например: «Найди свой автобус», «Расфасуй печенье», «Почини ковёр – самолёт».

Величина.

Работа направлена на совершенствование умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, больше- меньше- одинаковые, а также сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. Например: «Золотые клубочки», «Сравни длину дорожек», «Попади в цель», «Измерь удава».

"Ориентировка в пространстве"

Закладывает умение различать направления от себя: впереди- сзади- направо- налево. Дети не только должны уметь определить направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Эта программная задача осуществляется в основном в бытовой деятельности, где умение находить левую, правую руку, сторону для ребенка жизненно необходимо. Используют следующие подвижные игры : «Преодолей лабиринт», «Угадай, кто где спрятался».

"Ориентировка во времени"

Этот раздел предусматривается обучение детей умению различать части суток, называть ихпоследовательность: утро, день, вечер, ночь. Объясняет значение слов: вчера, сегодня, завтра. Дети должны знать последовательность дней недели и уметь определять их. Для лучшего запоминания можно предложить детям такие подвижные игры как «День – ночь», «Неделя соберись!»

Благодаря подвижным играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

Приложение

Подвижные игры при формировании элементарных математических представлений.

(игры проводятся с воспитателями ДОУ,они выполняют роль детей)

Игра «Один, два»

Чтобы попасть к «водоёму», детям необходимо прыгать по «кочкам»с цифрами 1 и 2. Дети передвигаются друг за другом: на «кочку» с цифрой 1 выполняют прыжок ноги вместе, на «кочку» с цифрой 2 – прыжок ноги врозь.

Игра «Найди пропущенные цифры»

Педагог раздаёт детям карточки с последовательным рядом чисел. Детям необходимо рассмотреть внимательно ряд, определив, какая цифра пропущена, а затем выполнить движения количество раз, соответствующее цифре. Дети сначала называют пропущенное число, а затем по команде выполняют основные движения: прыжки на одной ноге, двух ногах, приседания и т. д.

Игра «Посчитай»

1) Игроки встают в круг, бросают друг другу небольшой мяч и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.

2) На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по порядку из первого обруча.

Игра «Найди пару»

Дети делятся на две группы. Одна группа разбирает карточки с цифрами, другая – карточки с изображением разного количества предметов. Их задача – найти свою пару.

Игра «Собери бусы»

Воспитатель предлагает детям представить, что они попали на водоём. Им нужно собрать жемчужины необычного цвета на нитку в определё нной последовательности: 1 белая, 2 чёрных, чтобы изготовить и подарить бусы. Дети разделяются на две команды и, перемещаясь бегом по всему пространству группы, находят предметы необходимого цвета, раскладывая их в определённой последовательности.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 08:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черепанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД