Ирина Черепанова
Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика … выявляет порядок,
симметрию и определённость.
А это важнейшие виды
прекрасного.
Аристотель
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В. А. Сухомлинский
Публикация «Круглый стол для педагогов „Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности).
Математика - серьёзная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.
Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребёнка интереса к математике, любознательности и способности к логическому мышлению.
Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путём, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно овладевая чёткими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организациях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.
На занятиях по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Важным приёмом на занятиях является использование ведущей деятельности дошкольников – игры в процессе обучения.
ИГРА как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Игровая мотивация и занимательность используются для отработки какого-либо навыка, который требует многократных повторений. Поэтому включение в процесс формирования математических представлений подвижных игр и упражнений, решают не только общепедагогические, но и специфические задачи.
Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают и запоминают новые предметы, их свойства.
Уже к 4-5 годам дети освоили ведущие элементы : они свободно ходят, держась прямо и не опуская головы; непринуждённо бегают в разном темпе, чувствуют ритм, положение тела во время различных действий. Движения детей носят целеустремлённый и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Поэтому на занятиях можно активно использовать подвижные игры.
Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие дошкольников.
Программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
Количество и счёт.
Для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, соответствии количества предметов и цифры, можно использовать такие подвижные игры : «Собери снежинки», «Найди пару», «Восстанови цифровую дорожку», «Бьют часы», «Найди цифру», «Покажи нужную цифру», «Раз-два, не зевай, дружно вместе выполняй» и др. Играя в такие подвижные игры,дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Форма
Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше на усвоение геометрических фигур также применяют подвижные игры, например: «Найди свой автобус», «Расфасуй печенье», «Почини ковёр – самолёт».
Величина.
Работа направлена на совершенствование умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, больше- меньше- одинаковые, а также сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. Например: «Золотые клубочки», «Сравни длину дорожек», «Попади в цель», «Измерь удава».
"Ориентировка в пространстве"
Закладывает умение различать направления от себя: впереди- сзади- направо- налево. Дети не только должны уметь определить направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Эта программная задача осуществляется в основном в бытовой деятельности, где умение находить левую, правую руку, сторону для ребенка жизненно необходимо. Используют следующие подвижные игры : «Преодолей лабиринт», «Угадай, кто где спрятался».
"Ориентировка во времени"
Этот раздел предусматривается обучение детей умению различать части суток, называть ихпоследовательность: утро, день, вечер, ночь. Объясняет значение слов: вчера, сегодня, завтра. Дети должны знать последовательность дней недели и уметь определять их. Для лучшего запоминания можно предложить детям такие подвижные игры как «День – ночь», «Неделя соберись!»
Благодаря подвижным играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!
Приложение
Подвижные игры при формировании элементарных математических представлений.
(игры проводятся с воспитателями ДОУ,они выполняют роль детей)
Игра «Один, два»
Чтобы попасть к «водоёму», детям необходимо прыгать по «кочкам»с цифрами 1 и 2. Дети передвигаются друг за другом: на «кочку» с цифрой 1 выполняют прыжок ноги вместе, на «кочку» с цифрой 2 – прыжок ноги врозь.
Игра «Найди пропущенные цифры»
Педагог раздаёт детям карточки с последовательным рядом чисел. Детям необходимо рассмотреть внимательно ряд, определив, какая цифра пропущена, а затем выполнить движения количество раз, соответствующее цифре. Дети сначала называют пропущенное число, а затем по команде выполняют основные движения: прыжки на одной ноге, двух ногах, приседания и т. д.
Игра «Посчитай»
1) Игроки встают в круг, бросают друг другу небольшой мяч и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.
2) На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по порядку из первого обруча.
Игра «Найди пару»
Дети делятся на две группы. Одна группа разбирает карточки с цифрами, другая – карточки с изображением разного количества предметов. Их задача – найти свою пару.
Игра «Собери бусы»
Воспитатель предлагает детям представить, что они попали на водоём. Им нужно собрать жемчужины необычного цвета на нитку в определё нной последовательности: 1 белая, 2 чёрных, чтобы изготовить и подарить бусы. Дети разделяются на две команды и, перемещаясь бегом по всему пространству группы, находят предметы необходимого цвета, раскладывая их в определённой последовательности.