Марина Столярова
Креативность. Ее параметры и способы развития
▼ Скачать + Заказать документы
Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе центральной является проблема повышения качества образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» ДОУ несет ответственность за качество образования своих воспитанников. Оно наделено определенными полномочиями, имеет достаточную самостоятельность и может корректировать свою деятельность для достижения оптимального качества образования.
Публикация «Креативность, Ее параметры и способы развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В «Концепции модернизации образования» конкретизируется: «Современному обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчимвые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозирую их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
А в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личность способности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.
То есть, если проанализировать запрос к дошкольному учреждению от государства и посмотреть его через призму концепции дошкольного образования, мы видим, что красной нитью прописана необходимость развивать в детях творческие способности, креативность, умение мыслить нестандартно, принимать обдуманные решения.
Что же такое Креативность? Как вы думаете?
Для начала рассмотрим термин «Воображение»
«Воображение» - это одна из высших психических функций человека. Оно является основой активного участия ребенка в разных видах деятельности:
Давайте порассуждаем, в каких видах деятельности может учавствовать воображение)
предметно практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, самосознания (образ «я», самооценка и др., отношения к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание).
Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.
Наш детский сад работает по программе «Детство», в которой тоже немалое внимание уделяется вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества. Особое место отводится блоку «Созидание», назначение которого – пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Согласно программе «задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде и словесном творчестве. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения». (пр. Детство)
Задачи творческого развития в программе представлены с усложнениями по возрасту:
Младший возраст – способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Средний возраст – развитие творческих проявлений и воображения в художественной и игровой деятельности.
Старший возраст – развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности, к творчеству.
Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.
Исходя из вышеизложенного, убеждаемся, что создание условий для развития потенциала ребенка на сегодняшний момент является актуальным и значимымв процессе дошкольного воспитания, а понятие КРЕАТИВНОСТЬИ можно рассматривать как интегративный показатель качества дошкольного образования.
Итак, что же такое креативность и чем она отличается от воображения -O-
Какое из этих понятий более узкое?
Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. (Э. Фромм).
Креативность – это созидательные способности, направленные на преобразование как окружающего мира, так и на самосовершенствование, саморазвитие личности. То есть внешняя и внутренняя направленность созидательности.
Большинство исследований включает в структуру креативности воображение, творческое мышление, инициативность, активность, любознательность, и самостоятельность.
У ребенка дошкольника креативность включает в себя три подструктуры:
Структура креативности
Мотивационная сфера.
(потребность в познавательной и созидательной деятельности)
Личностные качества.
(любознательность, активность, инициативность, эмпатия).
Психические процессы.
(воображение и творческое мышление).
Сизанов А. Н. определил уровень потребностей креативного ребенка и я хочу вам представить портрет способного дошкольника!
Ребенок инициативный, живой, подвижный.
Он с готовностью откликается на все новое.
Любит все загадочное и непонятное.
Не нуждается в поддержке старших в принятии хода игры
Не отвлекается и не оставляет начатое дело.
Его интересы достаточно стабильны.
Его любознательность устойчива.
Любит задавать и решать трудные вопросы.
Часто не соглашается с мнением взрослых.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Начатое дело всегда доводит до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
Часто бывает эгоистичен.
Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
Всегда ищет самостоятельные решения.
В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание
Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
Стремление освоить незнакомое дело.
Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
Выражена потребность помечтать в одиночестве.
Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
Способен к творческому воображению, созданию нового.
Примерно такие характеристики должен в себе сочетать креативный, одаренный дошкольник а мы в нашей деятельности должны стремиться развивать у детей умение размышлять, отстаивать свою точку зрения.
Уважаемые педагоги, а замечаете ли вы постребность у детей в ваших группах к творчеству и креативу, проявляют ли они его и в каких ситуациях?
Поделитесь своими наблюдениями!
Может есть дети которые вас удивляют своими ответами и подходом к решению задачь?
Элис ПолТорренс создал тест на диагностику творческого мышления, я провела исследование по данной методике и получила следующие результаты:
Для начала расскажу какие компоненты в данном исследовании играют ключевую роль.
Первый параметр «Беглость». Он характеризует творческую продуктивность человека. При чем при подсчете фиксируются только адекватные ответы.
Второй параметр «Оригинальность». Самый значимый показатель креативности. Свидетельствует о самобытности, уникальности, спецефичности творческого мышления.
Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
Третий параметр «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. В котором в 0 баллов оценивались очевидные названия, простые заголовки (наименования, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п. в 1 балл оценивались простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, — «Мурка» (кошка, «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы, «Человек идет» и т. п.
В 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем», «…
3 балла: абстрактные, философские названия. «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».
Хочу заметить, что только у небольшого количества детей присутствовали образные названия такие как :«волшебный лес, дорога и т. д.», «Планета золотой арбуз со звездами», «радужные блины,корабли», «туфли которые превращают людей из некрасивых в красивых», «планета золотой арбуз» и т. д.
Хочу отметить, что по данному параметру только 4 ребенка набради от 10 до 20 баллов, основная часть, даже нарисовав оригинальный рисунок описали его скудно.
Четвертый параметр ««Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом : с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи.
2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах.
Принципы оценки:
Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь.
результаты проведенной психолого-педагогической
диагностики уровня одаренности детей
подготовительных групп.
Сентябрь 2019 год.
№ группы Уровень креативности (Торренс)
Сентябрь 2020 год.
№ группы Уровень креативности (Торренс)
(Сравниваются количественные результаты)
Если сравнить результаты с прошлым учебным годом, то можно увидеть изменения в сторону повышения уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста, но все же полученные результаты говорят о том, что практически 40% детей (28 человек из 71 тестируемого) имеют низкий уровень развития творческих способностей и креативности. 54,9% имеют норму, но из них 15 % на границе с низкими результатами. И только 12 человек из 71 (5,7%) имеют высокие показатели по данной методике.
Именно исходя из исследований предыдущего учебного года мы сформировали годовую задачу, звучащую как развитие мышления через развитие креативности. И сегодняшние результаты тоже подтверждают тот факт, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста недостаточны.
Сейчас предлагаю подискутировать, проявить креативность и определить, какими же способыми можно развивать творческие способности и креативность у дошкольников. Некоторые из них мы уже обсуждали и слышали на мероприятиях в прошлом году!
Для развития креативности необходимо привлекать детей к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований, а также проведение игр и упражнений на развитие творческого (дивергентного) мышления.
Использование в работе интерактивных игр-импровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации – совместно придумывая, что будет дальше.
Можно выделить общие задачи занятий-импровизаций.
• развивать позитивное мышление о мире, о себе, готовность к преодолению неожиданных препятствий и непредвиденных первоначально ситуаций;
• развивать словотворчество, способность детей сочинять, рифмовать, находить речевые аналогии и ассоциации;
• развивать умение чувствовать эмоциональные и социальные отношения взаимодействующих в общении сторон;
• развивать символизацию;
• развивать исследовательское поведение;
• воспитывать духовные качества как интегральный компонент одаренности;
• развивать творческий потенциал.
Формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.
• Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.
• Создание развивающей среды : педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.
• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
• Работа с детьми должна включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие).
• Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.
• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.
• Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.
Главное для педагога, помнить ряд правил:
• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;
• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.
Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.). Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы
Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.