Дмитриева Ольга
Конспект НОД в старшей группе «Край мой соловьиный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей
группы по теме : "Край мой соловьиный"
Дмитриева О. Н. Воспитатель МБДОУ№1 г. Обоянь Курская область
Цель: расширять и закреплять знания детей о соловьином крае – г. Обояни. Воспитание любви к своей Родине, к русской национальной культуре.
Задачи
Познание:
- развивать патриотические чувства детей – чувство любви и гордости к своему городу
- развивать интерес к народным играм
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Край мой соловьиный“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
- познакомить с народным промыслом Курского края – Кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой
Интеграция с образовательными областями
Речевое развитие:
- развивать словарный запас по теме
- обогащать словарь детей словами: соловьиный край, «Тимоня», «Лелешки», коробейник, достопримечательности, Кожлянская игрушка.
Социально-коммутативное развитие:
- воспитывать любовь и уважение к истокам русской культуру;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, через народные игры;
- приобщать к культуре своего народа.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать эстетическое отношение к народно-прикладному искусству Курской области.
Физическое развитие:
- тренировать сердечно- сосудистую и дыхательную системы;
- развивать быстроту, выносливость, смекалку;
-способствовать сохранению и укреплению здоровья
Предварительная работа:
- разучивание потешек, колыбельных песен, чтение стихов про Родину, рассматривание иллюстраций: «Зимние забавы», «Масленица» Б. Кустодиева, «Февральская лазурь» И. Грабаря.
Иллюстрации с изображением достопримечательностей г. Курска, портретами композитора Г. Свиридова, народного артиста Щепкина, живописцами К. А. Трутовского, В. Г. Шварц., портрет писательницы Е. П. Авдеевой, знакомила с картинами А. А. Дейнеки «Ночной пейзаж», «Купающиеся девушки». Беседы о русских праздниках: «Масленица», «Ивана Купала», «Троица», «Пасха», «Красная горка». Рисовали филимоновские узоры.
Оборудование. Запись пения соловья, запись песни «С чего начинается Родина». Платок для игры. Герб г. Обояни. Товары для коробейника. Фотоальбом с достопримечательностями г. Обояни. Фотографии нашей Кожлянской игрушки-свистульки. Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход: НОД
Звучит песня: «С чего начинается Родина» Дети входят в зал, садятся.
Воспитатель: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия. какое красивое слово! И роса, и сила и синее небо. Наша Родина –это город Обоянь. Исстари наш край славился своими землями, людьми.
А люди не только умели работать, но и веселиться. Они устраивали гулянья, где каждый мог показать свою удаль молодецкую. Праздники назывались: «Масленица», «Ивана Купала», «Троица», «Красная горка», ярмарки. На этих праздниках народ танцевал массовую пляску «Тимоня». Играми на дудках, гармошках, трещотках, балалайках.
Пели хороводный песни: «Лелешки» они назывались «вулишными». Наша земля богата добрыми людьми, но славу получила за пение соловья. Лишь соловей, обитающий в курских краях, прославил ее в своем сладкоголосом пении. Послушайте, как поет соловей (слушание пения соловья по грамзаписи).
Под соловьиное пенье читаю стихотворение:
«В Курском крае соловьином
Затерялся средь дорог
Самобытный и старинный
Милый сердцу городок
Тишиной завороженный
Так он светел, тих и прост
Этот город наряженный
В зелень кленов и берез
Каждый знает тут друг друга
Все дома наперечет
Жизнь спокойна, как по кругу
В этом городе течет.
С каждым годом он красивей,
Ближе сердцу и родней,
Дорогой, неповторимый
Город юности моей.»
Воспитатель:
Обоянь- как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом сады, поля и реки,
Раздолье-русская душа.
(слова сопровождаются показом фотографий реки Псел, полей, садов)
Наш город Обоянь относится к Курской области, который богат народными традициями. На всех праздниках не обходится без шуток, песен, плясок, и конечно, без игры.
Вы немного устали, а сейчас мы отдохнем, да игру свою начнем. В эту игру играли наши бабушки.
Игра «Платочек»
«Вот платочек расписной, он волшебный не простой.
Буду с вами я играть, всех платочком накрывать»
Дети бегают под музыку. Когда музыка остановится, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится три раза. Воспитатель: А теперь садитесь, пожалуйста, на свои места.
- Как и все города, наш город имеет свой герб (показываю). На нем изображен зверек хорек и птицы – соловьи. В этом году нашему городу будет 372 года. Обоянцы отмечают праздник города летом. На всех праздниках появляются сказочные герои. Каких сказочных героев вы знаете?
Дети: (Баба-Яга, бармалей, петрушка, скоморох). А сегодня, ребята, я вас познакомлю еще с одним персонажем. Его зовут – Коробейник.
Входит Коробейник.
Коробейник: «Хожу я из города в город, предлагаю свой товар на всех ярмарках. Для красавиц – ленты, брошки, гребешки. Для тебя молодой человек – шнурочки и лопаточки (обращается к ребенку). Меня легко узнать. Мой товар со мной в коробке. А еще я вам принес загадки.»
1) «Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает, шагать помогает» (барабан)
2) «Из горячего колодца, через нос водица льется» (чайник)
3) «В деревянном домике проживают гномики
Вот такие добряки, раздают всем огоньки» (спички)
4) «Девочки деревянные, веселые, румяные.
Открывается игрушка, а внутри сидит подружка» (матрешка)
5) «Маленькое, сдобное. Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем – разделю ребятам всем» (бублик)
Коробейник: Вот какие Вы умные, сразу видно, что вам читают много книг. Кто много читает, тот и много знает. Я хочу вас угостить. (Достает связку бубликов) Это Вам к чаю. До свидания, друзья!
Дети отвечают: «Спасибо. До свидания, коробейник.»
Воспитатель: Дети, а скажите мне, пожалуйста, какие достопримечательности есть в нашем городе?
Ответы детей: площадь имени Петрова, кинотеатр «Россия», больница, магазины, завод «Изоплит», педучилище, Агротехникум, библиотечный техникум, сквер, стадион, полиция, библиотеки, Дом творчества, музыкальная школа, аптеки.
Воспитатель: Дети, а вам нравится наш город?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Люди, которые несут ответственность за красоту нашего города, за организацию праздников в нем – Глава города Обояни – Локтионов Александр Александрович и глава Обоянского района Курской области – Жилин Виталий Николаевич. (показываю их фотографии)
Воспитатель: Дети, хочу вас научить играть в очень старинную игру. Называется она – «Бой петухов». Рассказываю правила: двое водящих становятся в круг. Одна нога подогнута, руки за спиной. Играющие должны вытолкнуть один другого из круга. Топчутся одной стороной – или левым или правым боком. Игра проводится три раза.
Воспитатель: Дети, а какими игрушками вы играете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, у вас много разных интересных игрушек. Но давным-давно таких как сейчас игрушек не было. Делали их из соломы, дерева, ткани и глины. Делали их добрыми и веселыми. Давно славится Коляжская игрушка-свистулька. Вот она. Называется Коляжской, потому что их лепили недалеко от г. Курска в деревне Кожля. Воспитатель свистит в свистульку, наигрывая мелодию.
Воспитатель: «А теперь, когда умчатся вьюги,
И с холмов сойдет последний снег,
Соловьи сюда со всей округи
Залетают на задорный смех»
Дети, давайте с вами вспомним:
1. Как называется массовая пляска Курской области (Тимоня)
2. А как назывались песни? (Лелешки)
3. С каким сказочным персонажем я вас сегодня познакомила? (Коробейник)
4. Как назывались игры в которые играли люди в старину («Платочек», «Бой петухов»)
5. А как зовут людей, которые несут ответственность за наш город? (Локтионов А. А. и Жилин В. Н.)
6. Как называется наша народная игрушка? (Кожлянская свистулька)
7. Что изображено на гербе нашего города? (Зверек хорек и соловьи)
8. Чем вам нравится наш город?
Ответы детей: наш город уютный, чистый, много зелени, цветов, часто бывают праздники и концерты.
Итог. Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте будем беречь традиции нашего города и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры они играли. И мы с вами будем играть в эти игры.