Анастасия Крюкова
Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
1. Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.
Темочки:
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
• недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
• слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
• нарушения звукопроизношения;
• недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
• бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
• снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этогов деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:
• развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
• развитие мимики, самомассаж лица;
• развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
• развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание, воздушной струи;
• развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
• развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
• обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
• формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
• развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)
2. Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов : одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
3. Заключение.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:
• автоматизировать звуки;
• формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
• накапливать словарный запас;
• помогать развитию связной речи.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Литература
1. Иванова О. Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
2. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М. : ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.