Разсолова Елена Владимировна
Консультация «Коррекция агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
У ног твоих я расстелил свои мечты,
Будь осторожен – по мечтам ступаешь ты…
Рабиндранат Тагор
Мое выступление вряд ли можно назвать педагогической концепцией. Скорее всего – это размышления, которые, надеюсь, могут послужить импульсом к творчеству для тех, кто своим каждодневным трудом закладывает основы личности.
Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.
Публикация «Консультация „Коррекция агрессии“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники школ уже скорее норма, а не исключение из правил.
Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.
Проблема агрессивного поведения детей сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди детей, причем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.
Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.
Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается детьми, как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.
На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания, так и психологических.
Агрессивное поведение детей, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы. Психологи отмечают, что агрессия распространена как среди воспитанников старших групп, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.
Причины агрессивного поведения детей
Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у детей – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.
Причины агрессивного поведения воспитанников:
• возрастной кризис
• неблагоприятная обстановка в семье, школе
• комплекс неполноценности
• наследственность
• гормональные нарушения
• заболевания организма
Особенности агрессивного поведения детей
Особенности агрессивного поведения детей во многом зависят от гендерного признака. Если девочки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то мальчики – применять физическую силу.
Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения у детей – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми, вербальная агрессия (крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья, негативизм, обида, подозрительность.
Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.
Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в детском возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных учреждениях, так как они несут подобную схему общения в общество.
Агрессивное поведение в детском возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием с семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы со сверстниками, а также наследственные заболевания.
Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 4-5 лет.
Психологические особенности агрессивного поведения
В детском возрасте начинается половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – педагогами и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого ребенка. Психологические особенности агрессивного поведения детей зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.
Психологические особенности агрессивного поведения у мальчиков и девочек отличаются как по характеристике, так и по времени.
Коррекция агрессивного поведения
Коррекция агрессивного поведения изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами. Ведь зачастую педагог - психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.
Коррекция агрессивного поведения детей – это совместный труд родителей, педагогв и, конечно, самого «больного». Входя к больному, Гиппократ говорил: «Нас трое: я, ты и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу ничего сделать, чтобы тебя вылечить. Если объединимся мы с тобой – то вместе победим болезнь». В «логике Гиппократа» я делаю ставку на сотрудничество: мы вместе – я, ребенок и его родители легко разрешим все проблемы потому, что мы все заинтересованы в этом. Именно тогда возникает эмоционально-положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга ребенка. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях.
Методы коррекции агрессивного поведения
Методы коррекции зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).
Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением запрещенных веществ, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.
Программа коррекции агрессивного поведения детей
Программа коррекции агрессивного поведения включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности ребенка, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность,, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.
В иных случаях задействуется психологическая коррекция агрессивного поведения – беседы, тренинги, игры, рисунки и музыка, общение с природой и животными.
Говоря об агрессивном поведении, прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, поскольку она является приобретенным качеством, продуктом социализации и основана на биологически адаптивных механизмах, общих для человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, темперамент и др.) в процессе развития могут оказывать влияние, на формирование этого свойства, но не являются определяющим фактором. Из этого определения следует, что агрессивность как свойство личности может функционировать на различных уровнях: от почти полного её отсутствия до предельного ее развития. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, жестокости.
Однако наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Существуют одобряемые обществом формы агрессивности, поскольку это свойство человеческой психики являтся необходимым. Энергия агрессивности, ориентированная в созидательном направлении, порождает действия, выходящие за рамки обычных возможностей человека. В жизни часто возникают ситуации, когда надо преодолевать и разрушать препятствия на пути к достижению цели. И здесь агрессивность является незаменимым качеством. Т. е. в ограниченном диапазоне это социально необходимое свойство личности. Отсутствие его приводит к конформности, неспособности человека занять активную жизненную позицию. Вот почему правильную педагогическую оценку агрессивности можно дать, только учитывая направленность личности и осуществляемую ею деятельность. В ходе педагогического процесса встречается многообразие проявлений агрессивности в поведении подростков, и это требует определенной классификации, чтобы правильно организовать целенаправленную коррекцию.
Прежде всего, психологу и педагогу необходимо исследовать отношения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-группа сверстников». Это позволит выделить большую группу респондентов, объединенных спецификой условий жизни, семейного положения, экономического положения. Однако анализ психолого-педагогической и медико-социальной литературы свидетельствует, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они лишь создают условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию асоциального поведения, могут разворачиваться более активно.
Полученные в ходе ряда исследований данные показывают, что агрессивные дети, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:
• бедностью ценностных ориентаций, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
• повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
• эмоциональной грубостью, озлобленностью, как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
• наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость, повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами
• эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Все это необходимо учитывать, моделируя систему работы и методики коррекции агрессивного поведения детей. Наш опыт работы над данной проблемой показывает, что коррекция агрессивного поведения будет эффективно осуществляться в процессе овладения ими социальными нормами и правилами поведения в ходе многоаспектного педагогического взаимодействия в различных социальных сферах. Более того, это многоаспектное взаимодействие должно осуществляться не эпизодически, а специально организовываться в рамках целостной педагогической системы.
Педагогическая система, направленная на коррекцию агрессивного поведения детей, включает три модуля, каждый из которых охватывает основные направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами, воспитанниками, родителями).
Первый модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере «педагог-воспитанники» и осуществлялся как способ общения педагога и воспитанника по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них. Это становилось возможным в силу того, что педагог, с одной стороны, является транслятором (инициатором) культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает ребенку развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношений к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь.
Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог-воспитанники» может выступать как средство коррекции агрессивного поведения подростка при соблюдении ряда условий:
1) наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному ребенку;
2) определённом уровне психолого-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности;
3) владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным;
4) ответном устремлении ребенка принять помощь со стороны педагога.
Второй модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере «педагоги-родители». Организация данной сферы педагогического взаимодействия вызвана важностью семейного воспитания. Многочисленные научные данные свидетельствуют, что важным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба из родителей постоянно наказывают подростка, это может стать решающим фактором для проявлений агрессии.
Не менее важным фактором агрессивного поведения является несогласованность в требованиях к подростку со стороны родителей. Если подходы отца и матери в требованиях к подростку и в методах воспитания сильно отличаются, или если один из родителей или оба непоследовательны в этих вопросах, у подростка не возникает четкого понимания норм поведения, следствием чего часто выступаетагрессия.
Третий модуль педагогической системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальных сферах «ребенок-ребенок», «ребенок-группа сверстников», «ребенок-взрослые» и строится как поэтапная подготовка ребенка к адаптации в школе, как новом социуме. Вхождение ребенка в мир взрослых, как новую социальную ситуацию требует от него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности, приобретения новых навыков. И все это происходит на фоне того, что у каждого ребенка в силу особенностей его развития повышается социально-психологическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. В детском возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием разнообразного общения. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать
свои отдельные поступки и поведение в целом, как хорошее или плохое.
Ребенок, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может
самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако, это не постоянная линия поведения подростка, а возможность, проявляющаяся лишь в неких частных случаях. Если же в сфере общения со сверстниками ребенок не находит полной или частичной реализации, это может стать фактором, провоцирующим агрессивное поведение.
Таковы основные теоретические подходы к разработке программы коррекции агрессивного поведения подростков.
Структура программы коррекции включает 3 этапа.
1 этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении. На данном этапе "вхождения" агрессивных детей в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Следует подчеркнуть, что важна не просто заинтересованность, а заинтригованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы и творчества подростка. Именно заинтересованность вовлекает ребенка в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность поведения. На этом этапе работы педагог вызывает у детей интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формируют у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания. В ходе этого дети получают первые представления о своей позиции участника общего дела, в котором каждый ответственен за собственный результат перед партнерами, осознают свою значимость.
2 этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе достижения компромиссов.
На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Важным при этом является отработка способов “справедливого” распределения общественного задания, учет интересов и желаний партнеров, формирование убеждений о значимости согласованных действий для качественного выполнения совместной работы. В ходе этого идет формирование социально ценностных установок на общение: уметь слушать, этично возражать, отстаивать свои доводы без ущерба для партнеров, видеть состояние другого человека, уважать его чувства и настроения. Подобная организация взаимодействия ставит детей в условия, требующие идти на определенные компромиссы ради достижения совместного результата. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.
3 этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей ребенка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению.
На данном этапе работы важную роль в корректировке агрессивного поведения детей играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия, от чего зависит и темп "стихания" отрицательных моментов.
Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация совместной деятельности, создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним. Напряженный темп организации совместной деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности детей и душевного их подъема. При этом особенно важно, чтобы каждый участник педагогического взаимодействия осмыслил то, каким путем был достигнут совместный результат, проанализировал собственный вклад в успешное завершение общего дела.
Проведенное исследование позволяет предположить, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными детьми в образовательных учреждениях может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции.
Разработанная методика может иметь различные аспекты практического применения, поскольку позволяет трансформировать педагогическими средствами агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения.