Татьяна Малинкина
«Кора деревьев». Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по формированию целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (раздел экологии)
«Кора деревьев»
Занятие подготовили воспитатели ГБДОУ детский сад№1248
Касьянова Г. В. и Малинкина Т. В.
Программные задачи:
- продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
- учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.
Публикация «„Кора деревьев“, Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по формированию целостной картины мира» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.
- уточнять и расширять знания детей о том, для чего нужна древесина, и что изготавливают из коры деревьев.
Предварительная работа:
На участке рассматривание цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст, породу, величину дерева. Чтение стихов. Разучивание песен на музыкальном занятии. Рисование деревьев.
Беседа о том, что производят из древесины.
Материал:
Кусочки коры деревьев. Веточки тополя. Смола дерева. Схема сухого дерева. Диск с записью пения птиц. Образцы предметов из дерева и коры дерева. Цветная бумага.
Ход занятия:
Ребята! В выходные дни я была в лесу и встретила лесника. Он мне передал для вас туесок. Давайте посмотрим,что в нем?
Загадка: «Нам в дождь и зной поможет друг зеленый и хороший. Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек».
- Что это?
Совершенно верно, это дерево.
- Как вы думаете, дерево живое или нет?
- Почему? (дышит, питается, растет, размножается).
- А как дышит дерево?
Да! Дерево дышит листьями. Вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Давайте посмотрим, что еще лесник вам передал? (выкладываю на стол образцы коры).
- Дети, как вы думаете что это?
Правильно, это кора деревьев.
- А для чего дереву нужна кора? (защищает дерево)
- А от чего кора может защитить дерево?
- Скажите, а кора защищает только ствол дерева (ветки тоже). Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденим веточку» (отделить часть кожицы).
- Что я отделяю? (кожицу)
- Что под ней находится? (древесина)
- А какая сама кожица? (тонкая, гибкая, мягкая)
Дети, мы сказали, что корой покрыто все дерево и ствол и ветки.
- Почему же хочется сказать, что на ветках не кора, а кожица? (кора жесткая, толстая, а кожица тонкая и мягкая)
Кожица это тоже кора, только молодая.
- Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Верно, чем дерево старше, тем кора толще и тверже.
Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе.
Найдите кору молодого дерева.
- Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?
- Посмотрите и скажите: с какого дерева эта кора? (береза, сосна, липа)
- Скажите, а зачем человеку нужно знать возраст дерева? (чтобы спилить старые деревья : на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги) - А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (больные) - Как определить, узнать, какое дерево болеет? (листья вянут, кора трескается).
- А от чего деревья болеют? (поселились вредные насекомые) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями.
- Кто лечит деревья? (дятел)
У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом отверстие в стволе, то высовывает язычок и насекомое прилипает к нему. - Кто знает, как называют дятла в народе? (лесной доктор)
- Скажите: отчего еще болеют деревья? (порезали кору, сломали ветку) Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. А ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят, а про дерево забывают, а оно плачет, сок продолжает вытекать.
- А вы знаете, что нужно сделать, после сокозабора (замазать ранку глиной, землей)
Березовый сок очень полезен и богат витаминами. А у сосны и у ели сок на воздухе затвердевает и получается смола. Из смолы делают клей. - Кто по запаху определит сосновую кору?
- Как ты догадался? (пахнет смолой)
Игра. Из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Я буду называть деревья и кустарники. Если растут в нашем краю - хлопните в ладоши, если нет молчите:
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.
Молодцы! Продолжаем: слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, тополь, сосна, калина, сирень.
Хорошо с заданием справились.
- Как вы думаете, наша кора, с какого дерева снята : с живого или неживого?
Конечно со спилинного, которое приготовлено на дрова.
Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом. - Как называется эта профессия? (лесник)
Вот лесник и знает, какое дерево необходимо убрать.
Мы с вами уже говорили о том, что изготавливают из древесины. - А, что же можно сделать из коры дерева?
Изготавливают из коры дерева различные художественные поделки, туески (показ поделок).
В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты, на обратной стороне коры березы и называли такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба, а кора обыкновенного дуба используется, как лекарство для лечения десен. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица - это измельченная кора дерева, растущего в Азии.
Включить магнитофон с записью голоса птиц.
- Что мы слышим? (птичий переполох). Схема сухого дерева на фланелеграфе.
- Птицы кружат над деревом, что же случилось с ним? (погибло). - Почему вы так решили? (нет коры, листвы)
Чем же мы можем помочь ему, давайте сначала «оденем» его.
- Где должны быть корни у дерева? (в земле). Наклеить землю. -Чем покроем ствол дерева (корой). Наклеить кору.
Мы немного «подлечили» дерево. Но мы еще ему сможем помочь. Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева, я его подпишу вашим именем и наклею.
-Что же надо делать или чего не надо делать, чтобы дерево росло долго и не болело? (подписать имена и наклеить приготовленные листочки). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы, может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют радостно, весело (включить магнитофон с записью голосов птиц).
Смотрите! А в туеске еще, что то есть! (достать листок). Стихотворение.
Зачитать стихотворение:
Доброе дерево.
Доброе дерево, старые ветки,
В листьях запутались шумные ветры,
Сколько птенцов под густою листвою,
Ты укрывало от стужи и зноя?
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверено,
Зная, что помнит их каждое дерево.
Деревья - это украшение нашей земли! Так, давайте же их беречь!