Светлана Малютина
Консультация для родителей «Учимся различать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Различие звуков речи, т. е. фонематического слуха — основа для понимания
смысла сказанного. При не сформированности речевого звук различения реб нок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха уделяется много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Начинается работа с различения неречевых звуков – это восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, голосов животных, птиц и т. д. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и реб нок мог догадаться о н м по ситуации, предмет этот мы предлагаем рассмотреть, если возможно, потрогать, взять в руки. Кроме того, выполняем упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу начинаем с наиболее элементарных видов различения : «тихого — громкого», «быстрого — медленного», выбирая контрастные
Публикация «Консультация для родителей „Учимся различать звуки“» размещена в разделах
по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.
Рекомендуем поиграть в следующие игры вместе с реб нком дома:
Игра «Чудо-звуки» Прослушайте с реб нком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра;. весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья под ногами, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон:
машины, поезда, самол ты, голоса людей.
Игра «Слушай, пробуй, как звучит» Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Игра «Угадай, что звучало»
Проанализируйте с реб нком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов,
телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и прочее. Реб нок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи.
Игра «Где позвонили?»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой
звучащий предмет. Реб нок закрывает глаза. Вы вста те в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Реб нок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и вес лый вариант — «жмурки». Реб нок в роли водящего. Затем мы переходим к различению речевых звуков.
Игра «Узнай свой голос»
Вам нужно записать на магнитофон или диктофон голоса знакомых, родных,
обязательно голос свой и реб нка. Прослушайте запись вместе. Важно, чтобы
реб нок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, реб нок не сразу узнает свой голос, к его звучанию надо привыкнуть.
Игра «Угадай, кто сказал»
Реб нка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый
произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайлу Ивановичу. Реб нок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Игра «Какой звук пропал в слове?»
Эта игра поможет поупражнять реб нка в различении на слух близких по
звучанию слов, нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в ч тком
произношении изолированных звуков. - Предложите реб нку в письме Незнайки назвать пропущенные звуки в словах. Пусть малыш попробует отгадать, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук
пропустил? (Если реб нок легко справится с данным заданием, ему можно
предложить сказать, где пропущен звук - в начале, середине или конце слова).
«Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама. осы (косы).
«Подарили нам игрушки: Целый день стреляют. ушки (пушки).
«Землю роет старый к. от (крот, Под землею он жив т».
«В зоопарке жив т с. он (слон, Словно дом огромный он».
«Маша кукле шар. (шарф) вязала, Ей Наташа помогала».
«Серый вол. (волк) голодный, злой Бродит по лесу зимой».
«Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла. пу (лампу)».
«Прыгал птенчик по дорожке И клевал большие к. ошки (крошки)».
«Друг приехал из Полтавы, Он прив з письмо от. лавы (Славы, Клавы)».
«На арену вышли. игры (тигры, Мы от страха все притихли».
Игра «Тренируемся с помощью звуков»
а) И. п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [Б], то реб нок хлопает в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам и сделать круговое движение (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр).
б) И. п. – основная стойка. На слово со звуком [З] - наклон впер д, на слово со звуком [С] наклон назад (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук,
солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса).
Упражнения на звуко–буквенный анализ, развитие речи.
– Угадай, какое слово я скажу: [К] – [О] – [Ш] – [К] – [А] = КОШКА
- Придумай длинное предложение с этим словом.
- [Ш] – [К] – [О] – [Л] – [А] = ШКОЛА
- Придумай короткое предложение с этим словом.
Более сложным вариантом являются задания с ошибкой. Вы называете реб нку звуки слова, но не все правильно, реб нку нужно найти ошибку. Например, [Д] – [И] – [В] – [О] – [Ч] – [К] – [А] = ДЕВОЧКА; [М] – [И] – [Л] – [О] = МЫЛО и т. д.
Игра «Прочитай по первым буквам»
Игра для детей старшего дошкольного вoзpaстa поможет закрепить навыки чтeния и звукобуквенного анализа слова, разовь т внимание и логическое мышление.