Корчака Анна
Консультация «Адаптивные навыки для мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
I. чувствительно-двигательный. С момента рождения, и в течение первого года жизни быстрее и сильнее развиваются рецептивные (чувствительные) зоны коры: первичные и вторичные слуховые и зрительные корковые зоны, зона тактильной чувствительности, обонятельной, вкусовой, мышечно-суставное чувство. Кроме этого развиваются зоны двигательной коры и мозжечок. Развитие левого и правого полушарий в этом возрасте идет примерно одинаково. В результате этого развития ребенок учится чувствовать собственное тело, его положение в пространстве, различать звуковые, обонятельные, вкусовые раздражители и зрительные образы, он начинает перемещаться в пространстве, у него формируется крупная моторика.
Публикация «Консультация „Адаптивные навыки для мелкой моторики“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
II. правополушарный. От года и до 2-2,5 лет правое полушарие (у правшей) в развитии и размерах преобладает над левым. Особенно выделяется в этот период правая лобная область, чья функциональная нагрузка - контроль за эмоциональной составляющей поведения. Поэтому дети до 2-2,5 лет – сложные эмоциональные существа, ярко реагирующие на происходящее вокруг них, легко впадающие в истерику. Кроме этого, при хорошо развитом «правом мозге» у детей формируется та часть мышления, которая отвечает на вопрос «КАК?» :
как взять игрушку?
как держать ложку и есть?
как открыть (закрыть) дверцу?
как пользоваться горшком?
как одеваться?
Дети учатся пользоваться руками, начинает формироваться мелкая моторика.
III. левополушарный. К 2,5-3 годам (в норме) начинается усиленный рост левого полушария. Левая лобная область отвечает за волевую составляющую поведения (дети начинают учиться себя контролировать) и за ту часть мышления, которая отвечает на вопросы «КТО?» и «ЧТО?» А это является предпосылкой того, что у ребенка начинает формироваться речь. Сначала жестовая (принеси, покажи, а затем вербальная: слова – фразы – предложения.
Итак, в период от рождения и до 3 лет ребенок последовательно проходит в своем развитии чувствительно-двигательный, правополушарный, и левополушарный этапы.
Такая последовательность формирования функций обусловлена генетически и приводит к тому, что до 3 лет у ребенка успевает сформироваться полный набор первичных навыков, необходимых для выживания.
Что происходит в первый период развития на клеточном уровне? Нейроны головного мозга вырабатывают целый ряд биологических веществ, одно из которых называется нейротрофическим фактором (англ. Brain-derived neurotrophic factor, BDNF).
Нейротрофический фактор может вызывать в головном мозге ряд изменений:
Укрепляет связи между нейронами и помогает соединить их вместе, чтобы обеспечить совместную активацию в будущем, при формировании нервных центров. Например, в слуховой зоне коры находятся нейроны, которые воспринимают звуки разной частоты. Под действием нейротрофического фактора эти нейроны объединяются в группы (по частотному принципу). И когда приходит звук определенной частоты, он возбуждает не единичный нейрон, или всю слуховую кору, а, исключительно, группу определенных нейронов. Так ребенок учится дифференцировать звуки.
Способствует росту тонкой миелиновой (жировой) оболочки вокруг каждого аксона (отростка нейрона, передающего сигнал к другим нейронам, что значительно повышает скорость передачи импульсов. Таким образом, формируется белое вещество головного и спинного мозга.
Способствует активации базальных ганглиев и поддерживает их активность весь этот период. Базальные ганглии помогают концентрировать внимание, запоминать то, что мы переживаем. Сами базальные ганглии посылают импульсы нейронам, заставляя их постоянно выделять нейротрофический фактор, тем самым принимая участие в процессе дифференциации карты мозга.
Завершает первый период развития коры. Когда поля карты мозга достаточно сформированы и дифференцированы, происходит мощный выброс нейротрофического фактора, что включает отрицательную обратную связь – базальные ганглии прекращают активную стимуляцию нейронов на выработку нейротрофического фактора. Постепенно уровень нейротрофического фактора снижается настолько, что происходит остановка процесса дифференциации и закрепление существующих связей в коре. Так заканчивается первый период развития головного мозга - волшебная эпоха обучения, не требующего усилий. В дальнейшем базальные ганглии могут быть активированы только при появлении чего-то важного, необычного или нового, или, когда мы делаем особое усилие для концентрации внимания.
Принцип действия нейротрофического фактора в первый период развития коры помогает понять, как формируется синдром детского аутизма.
Нейроны, вырабатывая нейротрофический фактор, активируют базальные ганглии. Они, в свою очередь, заставляют нейроны высвобождать нейротрофический фактор. Круг замыкается положительной обратной связью. Но кроме нейронов на базальные ганглии также могут воздействовать и нейромедиаторы, способные вызывать как возбуждение так и торможение базальных ганглиев. Один из тормозных медиаторов – серотонин. Он вырабатывается определенными группами нейронов но, в то же время, серотонин вырабатываться и соматическими клетками, в частности клетками кишечника. Серотонин, наряду с гистамином, является медиатором воспалительной реакции (в том числе и аллергической).
Аутичные дети часто страдают аллергическими заболеваниями (пищевая аллергия, полиноз, бронхиальная астма, атопический дерматит) и различными диспепсиями. Серотонин, вырабатываемый соматическими клетками, не может проникать в мозг через гематоэнцефалический барьер, но его уровень связан с уровнем серотонина, синтезируемого нейронами непосредственно в мозге. Исследования, проведенные с участием взрослых и детей с аутизмом, показали, что у них был повышен уровень серотонина в крови и одновременно снижен уровень серотонина в спинномозговой жидкости (жидкости, омывающей головной и спинной мозг). Если какой - либо агент постоянно сенсибилизирует организм, повышая уровень серотонина в крови, то тем самым, по механизму отрицательной обратной связи, он снижает уровень серотонина в головном мозге. Это приводит к растормаживанию базальных ганглиев, они возбуждают нейроны и способствуют преждевременному высвобождению огромного количества нейротрофического фактора. Вместо закрепления важных связей происходит закрепление всех связей и преждевременное завершение первого периода. Ребенок остается с множеством недифференцированных полей мозга, происходит остановка развития.