Галина Голубых
Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В современных условиях по определению Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи, подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него определенных интеллектуальных способностей.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Конструктивно – модельная деятельность - одна из современных
образовательных технологий, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Актуальность конструирования значима в свете внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, так как:
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
-позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Ценность конструктивно-модельной деятельности состоит в том, что она способствует формированию функционально грамотных людей, является важнейшей компетенций в дошкольный период.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, умение договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности :
- приобщение к конструированию;
- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом;
-договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, создавать общие композиции;
- развивать фантазию, воображение;
- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Для успешного развития навыков детей в группах организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, мы организуем игры в самостоятельной деятельности.
Игры с конструктором –самое любимое занятие детей. Наши дети с большим интересом конструируют из счётных палочекКюизенера, геометрических блоков Дьенеша. Данные игры открывают новые возможности самостоятельной деятельности, поиск способов воплощения замысла, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.
Конструирование из бумаги, природного и бросового материалов развивает не только мелкую моторику рук и глазомер, в процессе создания композиций у ребят формируется чувство цвета, симметрии,развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью таких игр, доступных ребенку, можно научить его предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы.
В нашем дошкольном учреждениимы открыли для себя технологию «ЙОХО-КУБ» для реализации модели STEAM-образования. Данная технология соответствуют ФГОС ДО, разработана Т. А. Данилиной.
Что же такое «ЙОХОКУБ»? Что мы знаем о нем?
«Йохокуб» — это конструктор, состоящий из кубов и призм, которые собираются в 3D из плоских форм и соединяются между собой скобами в любом направлении двумя способами.
STEАM технология «ЙОХОКУБ» представляет свободное изобретательское творчество. Данная технология полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельностибыстро совершенствуются навыки и умения, интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
Конструктор компании «ЙОХО», который мы используем в своей работе представляет из себя набор заготовок- шаблонов. Материал для такого конструктора используется самый экологичный - это обычный картон. Окраска отсутствует. При желании готовую модель можно раскрасить вместе с ребенком. Из специальных шаблонов достаточно просто собираются нужные детали: кубики, призмы. Шаблон имеет специальные разметки по которым нужно производить загиб. Шаблон разработан таким образом, что не потребуется никакого клея. Скрепляются детали при помощи специальных картонных скоб. Все детали хорошо подходят друг к другу, кубики получаются ровные и прочные.
Играя в конструктор дети учатся :
-не только различать внешние качества предмета (форму, величину, у них развиваются познавательные и практические действия, пространственное мышление;
-происходит развитие математического мышления 2D- и 3D-измерения — квадрат и куб, треугольная призма и треугольник;
-развивается пространственная ориентация – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;
В процессе совместной деятельности, включая логику и фантазию, применяя творческое воображение и навыки конструирования, ребята придумывают и сооружают постройку практически на любую тему. Применение данной технологии позволило успешно реализовать проекты: «Транспорт», «Космос».
Воспитанникиконструируют не только индивидуально, но и подгруппами. Работая коллективно, они обсуждают свои идеи, учатся договариваться между собой. Совместная и индивидуальная деятельность способствует созданию ситуации успеха, повышается самооценка у ребёнка, дети не бояться принимать достаточно рискованные решения. А умение действовать самостоятельно формирует у ребят чувство уверенности в себе и своих силах.
Мы отметили, что конструктор привлекает детей разного возраста: дети постарше могут разобраться в сборке от начала до конца, а младшим -необходима помощь по изготовлению кубиков и их скреплению.
Благодаря картонному конструктору «ЙОХОКУБ» у детей формируются основные компетенции 21 века –креативность, коммуникация, критическое мышление
Ключевые подходы в работе с «Йохокубом» — «Собери! Раскрась! Играй!»
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.