Папки-передвижки

Конструирование как средство развития игровой деятельности младшего возраста 2–3 лет

Дюкина Светлана
Конструирование как средство развития игровой деятельности младшего возраста 2–3 лет
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Публикация «Конструирование как средство развития игровой деятельности младшего возраста 2–3 лет» размещена в разделах

Конструирование детей раннего возраста подразумевает сооружение разнообразных построек из строительного материала. В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование отвечает интересам детей, удовлетворяет их познавательную активность, развивает фантазию, изобретательность, способствует активному формированию технического мышления.

Детское конструирование – не самоцель, его можно рассматривать как средство развития детских способностей. Игры со строительным материалом оказывают влияние на всестороннее развитие ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой : постройки малышей служат для практического использования, для игры. Сюжетно-ролевая игра является мотивом для создания построек, инициатором игр малышей является взрослый. У детей 2-3 лет в процессе обучения развиваются конструирование и игра «рядом».

Противоречие:

Конструирование из строительного материала-это такая форма деятельности, в котором ребенку обеспечен успех. Но к сожалению, сегодня конструированию из строительного материала выделяется незначимое место в занятиях с ребенком, а конструктор из дерева-очень редко встречается в наборе детских игрушек. Исходя из опыта воспитателей, провести такое занятие в условиях дошкольного образовательного учреждения очень непросто. Детей в группах сейчас много и каждому ребенку выделить необходимое количество разных деталей совершенно трудно. В группах раннего возраста и младших группах дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.

Цель:

Основная задача моей педагогической деятельности сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить в себе способность к само-изменению.

Создание условий для развития творческих и конструктивных умений посредством игровой деятельности.

Развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Задачи:

1. Знакомить детей с деталями строительного материала.

2. Учить сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

3. Учить подбирать строительный материал с учетом величины игрушки.

4. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабами построек.

5. Различать основные формы деталей строительного материала.

Гипотеза: В ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать между малышами добрые взаимоотношения: учить не мешать друг другу, делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника.

Реализация данной темы по ЧФУОО возможна при создании ряда условий:

- Целостное восприятие предмета с общей характеристикой.

- Определение общей формы предмета, выделение его основных частей, определение их формы и величины.

- Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже).

- Повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.

ЧФУОО реализуется в совместной деятельности с детьми 1 раз в неделю в первой половине дня в течении 15 мин.

Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность;увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Этапы и сроки реализации программы самообразования:

Этапы работы. Содержание работы. Сроки. Продукт деятельности/Прогнозируемый результат.

1. Подготовительный

(теоретический) Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания,медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске)

. Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Проведение анализа компетентности родителей по данному вопросу

Анализ условий, имеющихся в группе

Июль

Август

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Программа по самообразованию.

Выявление проблемы и запросы от родителей.

2. Проектировочный Подготовка материальной базы.

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Подбор и разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности : авторские программы, календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

Участие в работе творческих групп.

Разработка диагностического инструментария

Рабочая программа.

Авторская программа.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Информационно-аналитические материалы.

3. Внедренческий (реализация собственной педагогической деятельности, направленной на детей) Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Внедрение плана работы с родителями (что и когда) Повысился уровень развития….качеств

Повысилась компетентность родителей…

4. Аналитический (заключительный) Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности работой воспитателя в данном направлении

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и описание результатов по теме.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

Распространение опыта (проведение стажерской площадки для городского сообщества педагогов

Мониторинг развития детей.

Прослеживается динамика развития.

Выявлены недостатки….

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитические материалы.

Аналитический отчет.

Портфолио педагога.

Выход на аттестацию.

Статьи, публикации.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

Проект «Мы любим строить».

Составитель:

Дюкина Светлана Гараевна

Воспитатель

г. Каменск-Уральский,

2022-2023г.

Паспорт проекта.

Тема проекта:«Мы любим строить»

Тип проекта: Групповой, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели.

Составитель проекта: Дюкина С. Г.

Целевая группа: дети 1 младшей группы «Ромашка».

Сроки проекта: долгосрочный (октябрь 2022 – май 2023г.)

Актуальность:

Одним из любимых детских увлечений является конструирование из строительного материала. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей воспитанников.

Основной формой обучения детей конструированию является организованная образовательная деятельность, в которой применяются различные методы и приемы работы: показ и анализ образца, обьяснение последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения. В работе с малышами необходимо использовать художественное слово и игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Обязательно надо учить обыгрывать созданные постройки – это способствует повышению интереса ребят к конструированию и поможет им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.

Перед обучением конструированию новой постройки целесообразно проводить организованные наблюдения. Младшим детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций : мебель, домик для кукол, жилой дом, лесенка, горка.

С детьми 2-3 лет процесс осуществляется как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр.

Полученные на занятиях знания и умения малыши переносят в самостоятельную деятельность. В младших группах дети играют со знакомыми им деталями. Очень важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие в играх детей: можно напомнить, что строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предложить детям повторить или изменить постройку, сделанную воспитателем. В игре малыши одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При обыгрывании постройки воспитатель может подсказать малышам возможные действия или показать, как это сделать («Построили мост через речку, и машина переехала на другой берег реки…»).

Необходимо замечать удачные постройки, получившиеся у ребенка случайно, привлекать к ним внимание других детей, хвалить малыша за самостоятельность и активность.

В ходе игр детей со строительным материалом нужно поддерживать между малышами добрые взаимоотношения: учить не мешать друг другу, делиться игрушками, отзываться на просьбу сверстника.

Проблема:

У большинства дошкольников конструктивные навыки развиты слабо. Строительный материал зачастую не замечают, а увидев, или используют в игре не по назначению, или же беспорядочно нагромождают одни детали на другие до тех пор, пока такое сооружение не развалилось.

Цель проекта :

• Создать условия для развития конструктивных способностей в процессе игр со строительным материалом.

• Учить детей выполнять постройку, знать названия построек.

Развивать мышление, сообразительность и творчество.

Задачи проекта :

• Учить сооружать постройки из строительного материала.

• Продолжать учить называть строительные детали (кирпичики, кубики) и обыгрывать постройки.

Использовать в речи слова характеристики: большой, маленький.

• Формировать навыки конструирования, развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук.

• Воспитывать интерес к конструированию.

Ожидаемые результаты:

Умеют сооружать постройки из строительного материала.

Дети называют строительные детали (кубики, кирпичики) и обыгрывают постройки.

Используют в речи слова характеристики: большой, маленький.

У детей сформированы навыки конструирования

1 этап – подготовительный:

• Изучение и подбор методической литературы, стихотворений, загадок, иллюстративного материала на тему «Конструирование».

• Подготовка атрибутов для игр, НОД.

• Подготовка консультаций для родителей.

• Составление комплексно-тематического плана проекта.

2 этап – практический:

• Способствовать умению называть детали набора «Строитель» (кирпичик, кубик)

• Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (стол и стул для матрешки)

• Способствовать умению простейшего анализа сооруженных построек (выделять форму, цвет деталей).

• Обогащать речь словосочетаниями (стул зеленого цвета, стол красного цвета)

Конструировать по образцу и условиям.

• НОД «Речевое развитие», «Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики»

• Подвижная игра «Перешагни через кубики»

Чтение художественной литературы: Т. Второва «Кубики, кубики», Н. Радченко «Мне купила мама кубиков набор».

• Загадывание загадок про кубики.

3 этап – заключительный:

Итоговое мероприятие: сюжетная игра «Построим матрешке стульчик, стол»

• Провести наблюдение за тем, находят ли отражение в самостоятельной деятельности знания, полученные детьми в ходе реализации проекта.

• Подвести итоги.

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально-технические: Художественные произведения; Альбом «Схемы построек по конструированию»; Сюжетная картина «Дети играют в кубики».

Планирование работы с родителями:

Месяц Вид деятельности

Октябрь Родительское собрание: «Мы любим строить»

Ноябрь Консультации для родителей «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста 2-3 лет»

Декабрь Обогащение предметно-развивающей среды : приобретение мелких игрушек для игр со строительным материалом.

Январь Консультация для педагогов «Какие способности развивают в ребенке кубики и конструкторы»

Февраль Фото-выставка «Играйте вместе с детьми в кубики»

Март Папка-передвижка «Конструирование»

Апрель Памятка «Мы любим строить»

Май Мастер – класс: По реализации проекта по конструированию с детьми раннего дошкольного возраста в 1 младшей группе.

Перспективный план работы с детьми

Перспективное планирование по ЧФУОО «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста 2-3 лет»

Октябрь2022г

№ п/п Тема Источник

1 неделя Башенка из кубиков;

Стихи про кубики Литвинова О. Э.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

2 неделя Разноцветная башенка из кубиков;

Стихи про кубики Литвинова О. Э.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

3 неделя Высокая башенка из кубиков;

Загадки про кубики Литвинова О. Э.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

4 неделя Башенка из кирпичиков;

Не опоздай Литвинова О. Э.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

5 неделя Береги предмет (кубик);

Не отдам свой кубик! https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

Ноябрь2022г

№ п/п Тема Источник

1 неделя Машина;

Все быстро бегают, никто не опаздывает! Литвинова О. Э.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-konstruktivnoi-dejatelnosti-v-1-mladshei-grupe-my-lyubim-stroit.html

2 неделя Поезд для матрешки;

Подвижная игра «Перешагни через кубики» Литвинова О. Э.

3 неделя Поезда большой и маленький;

Чтение худ. Лит. : «Мне купила мама кубиков набор» Литвинова О. Э.

4 неделя Дорожка для матрешки Литвинова О. Э.

Декабрь 2022г

№ п/п Тема Источник

1 неделя Дорожка широкая и узкая Литвинова О. Э.

2 неделя «Постройка грузовика, дороги» https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/10/23/kartoteka-igr-po-konstruirovaniyu-dlya-detey-2

3 неделя Создание игровой ситуации «Паровоз» https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/05/01/proekt-my-lyubim-stroit

4 неделя Создание игровой ситуации "Башня для петушка" https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2022/05/01/proekt-my-lyubim-stroit

Январь 2023г

№ п/п Тема Источник

1 неделя Мебель для матрешки (стул и стол) Литвинова О. Э.

2 неделя Диван Литвинова О. Э.

3 неделя Кровать Литвинова О. Э.

4 неделя Кресло;

Стул Литвинова О. Э.

Февраль 2023

№ п/п Тема Источник

1 неделя Разноцветные кресла Литвинова О. Э.

2 неделя Скамейка Литвинова О. Э.

3 неделя Мебель для куклы Кати;

«У куклы новоселье» Литвинова О. Э.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/10/23/kartoteka-igr-po-konstruirovaniyu-dlya-detey-2

4 неделя Забор для собачки Литвинова О. Э.

Март 2023

№ п/п Тема Источник

1 неделя Забор вокруг дома Литвинова О. Э.

2 неделя Забор для утят Литвинова О. Э.

3 неделя Забор для петушка Литвинова О. Э.

4 неделя Ворота;

«Загончик для животных» Литвинова О. Э.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/10/23/kartoteka-igr-po-konstruirovaniyu-dlya-detey-2

Апрель 2023

№ п/п Тема Источник

1 неделя Разноцветные ворота для машин Литвинова О. Э.

2 неделя Широкие ворота;

Высокие ворота Литвинова О. Э.

3 неделя Дом для животных Литвинова О. Э.

4 неделя Дом для матрешки

(дом для матрешек) Литвинова О. Э.

Май 2023

№ п/п Тема Источник

1 неделя Дом для матрешки и кота;

Дом Литвинова О. Э.

2 неделя Горка;

Лесенка Литвинова О. Э.

3 неделя Разноцветные лесенки;

Лесенки большая и маленькая. Литвинова О. Э.

4 неделя Широкая лесенка;

Лесенка с башней. Литвинова О. Э.

5 неделя Разноцветные горки;

Горка с дорожкой. Литвинова О. Э.

Планируемые результаты:

• В процессе игр у детей развивается мелкая моторика;

• Формируются пространственные представления;

• Формируются умения и стремление самостоятельно подбирать детали строительного материала;

• Обогащается речь новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.).

• А самое главное, дети, начинают ощущать себя маленьким творцом, и учатся верить в себя и свои силы, и конечно же взаимодействовать со сверстниками во время игры.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как средство развития игровой деятельности младшего возраста 2–3 лет
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 19:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как средство развития игровой деятельности младшего возраста 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Дюкина Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД