Приложение МААМ

Конструирование как средство развития детей третьего года жизни

Ирина Шкуратова
Конструирование как средство развития детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Строительно-конструктивная деятельность в раннем возрасте 3-го года жизни детей - это вид продуктивной деятельности, направленной на моделирование окружающего пространства и предметного мира в самых существенных чертах и отношениях. Малыши с удовольствием занимаются этим видом деятельности

Воспитатель должен создавать такие условия, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. А образовательная область Конструирование, выражаясь современным языком Конструктивно-модельная деятельность - развивает творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.

Публикация «Конструирование как средство развития детей третьего года жизни» размещена в разделах

Ведь что такое конструирование - это привидение в определённое взаимодействие различных предметов, частей, и элементов.

Внимание у малышей в этом возрасте не произвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых, поэтому в этом возрасте конструирование, по сути сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры, при котором инициатором игр выступает взрослый.

По сути дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенного количества знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, творческого потенциала.

ФГОС требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Решению таких задач, как раз и помогает конструирование. Конструирование - это важнейшая образовательная область, с помощью которой воспитатель организовывает как развлекательные, так и познавательные игры на всех этапах развития детей в ДОУ, в соответствии с ФГОС. Конструирование удобно для организации различных игр с детьми дошкольного возраста: индивидуальных и коллективных, увлекательных и развивающих логическое мышление.

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных умений: накладывание деталей друг на друга, прикладывания друг к другу и др. (они могут построить башенку из кубиков, выложить дорожку из кирпичиков).

Затем ребятам показываем, как можно комбинировать детали конструкторов (сооружать стульчик, диван, используя кубики и кирпичики, и показываем различные способы использования уже знакомых деталей, из кирпичиков можно выложить не только дорожки, но и построить забор, установив их вертикально).

Большинство детей просто обожают конструировать. Ведь ребёнок, по сути, получает продукт своей деятельности, с которым в дальнейшем он может долго, охотно играть и получать радость, а ещё пробовать экспериментировать и создавать свои постройки по своему замыслу и играть вместе с другими детьми.

Поэтому конструктор- это та вещь, которая должна быть в каждом детском саду и дома. И желательно должно присутствовать разнообразие конструктора – это и деревянный конструктор, конструктор Лего, большие мягкие модули конструктора и др.

А польза от такого приобретения на лицо- с одной стороны, ребёнок увлечён интересной игрой, а с другой стороны, увлекательная игра с конструктором способствует его всестороннему развитию.

В программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой существенную роль в эстетическом развитии отводится конструированию. А основными задачами обучения на третьем году жизни детей является : развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.

Конструирование как вид детской продуктивной деятельности способствует активному формированию технического мышления, благодаря чему в будущем ребенок:

- познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами;

- ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного математического мышления.

Основное внимание при организации конструирования уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребности в творческой деятельности, трудолюбии, самостоятельности, активности, терпению, аккуратности, стремлению доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Основными задачами программы являются: формирование познавательной и исследовательской деятельности; стремление к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

- У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающими материалами (игрушками);

- Обследуя предметы, дети называют их признаки (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, тяжелый - легкий и т. д., конструктивные свойства (кубик стоит, шарик катится, собачка мягкая и пр.);

- Дети должны научиться различать все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называть некоторые из них (кубик, кирпичик, пластина, призма);

- Нужно помочь детям овладеть элементарными конструктивными навыками (приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, огораживать простые пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на определенном расстоянии);

- Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию (проводится работа с родителями, с их помощью дети более внимательно изучают окружающий мир, рассматривают внимательно, какие бывают постройки: дома, ворота, дороги, мосты, мебель в доме и т. д.);

- Научить детей строить постройки по образцу воспитателя, по словесной конструкции (в домике, около него, за ним, далеко, близко, умение соотносить нарисованные детали с реальными);

- Дети учатся конструировать самостоятельно, может быть и сами, что-нибудь будут изобретать.

-С помощью конструирования обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.

-В процессе конструирования и по окончанию формируется сюжетно-отобразительная игра (обыгрывание постройки с помощью игрушек, побуждать к совместным играм). У детишек развивается речевое и игровое общение детей. Обыгрывая постройки с игрушками, дети формируют умение принимать роль героев на себя, а это первые умения в театрализации.

-Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).

В современных условиях и стандартах ФГОС в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в образовательной области «художественно- эстетическое развитие» предполагает развитие пред посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

А основными целями и задачами этой программы являются:

-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.

- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

-Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

А конкретно конструктивно-модельная деятельность - это приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

А основные задачи, которые реализует воспитатель в процессе игры детей с настольным и напольным строительным материалом, являются:

- знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости;

- продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно;

- способствовать пониманию пространственных соотношений;

-учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, со размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);

- по окончании игры приучать убирать все на место;

- знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;

- учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно;

-в летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Эти простейшие задачи на первый взгляд, помогают ребёнку сделать огромный скачок в развитии :

- Речевое развитие - это владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи;

- Познавательное развитие - это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях;

- Физическое развитие – это координация движения, развитие крупной и мелкой моторики рук;

- Социально- коммуникативное – это развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности. ;

- Художественно- эстетическое - это реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Конструктивно-модельная деятельность также перекликается и с основными принципами дошкольного образования в программе ФГОС, а именно:

- полноценное проживание дошкольного возраста, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество детского сада с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

Важными задачами, на решение которых нацелен стандарт и в решении которых поможет использование конструктора, являются:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия развивающей среды, организационных форм дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада в соответствии со Стандартом должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Что обеспечивает конструктивно-модельная деятельность при организации образовательного пространства в соответствии со Стандартом:

- разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке);

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в обыгрывании построек;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с игровым материалом;

- возможность самовыражения детей.

- трансформируемость пространства путём создания его из разных видов конструкторов (Лего - больших блоков, мягкого модульного конструктора и др.) : возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- безопасность предметно-пространственной среды : соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования игрового материала.

Какие социальные и психологические характеристики личности ребёнка (целевые ориентиры) на этапе завершения дошкольного образования достигаются:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

творческие способности ребёнка также проявляются в том, что он умеет фантазировать вслух, может выражать свои мысли и желания;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;

ребёнок способен к волевым усилиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о предметном, природном, социальном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Методы и приёмы работы.

На тот момент за основу я взяла деревянный конструктор «Настольный строитель», у нас было 7 наборов. Играя с детьми, постепенно составила перспективное тематическое планирование и нарисовала схемы, чтобы в последствии дети могли сами, по схемам делать поделки самостоятельно и играть. Перспективное тематическое планирование представлено дальше.

Ребят я объединяла в группы по 5-б человек и занималась отдельно с каждой подгруппой по 10 минут. Заранее подготавливала для каждого ребенка набор

необходимых деталей конструктора, игрушки. Создавала ситуацию - для игры и предлагала детям решить её, помочь игрушкам в той или иной ситуации. предлагала детям сесть перед собой за стол. Брала свой набор необходимых деталей и подробно рассказывала, как строим (башенку - накладывая друг на друга кубики, заборчик - приставляем узкими гранями друг к другу кирпичики). Потом предлагаю детям самим построить свои постройки. В завершении обыгрываем постройки с помощью игрушек или других предметов.

В своей работе использовала словесные, наглядные практические и игровые методы.

Словесный метод - это рассказ, объяснение, чтение стихов, потешек.

Наглядный метод - рассматривание картинок, фотографий построек и предметов, образцов построек.

Практический метод - строительство образца постройки, показ способов конструирования.

Игровой метод - обыгрывание готовой постройки. Например: тема "Заборчик для животных".

Маленькие игрушки хотят поиграть в прятки, а прятаться не где. Как мы можем им помочь? Предлагаю построить детям заборчик, за которым игрушки могут прятаться, и предлагаю выбрать цвет заборчика.

После того как дети построят каждый свой заборчик я даю малышам возможность выбрать по желанию игрушку и поиграть. Проводится игра "Кто спрятался". Дети прячут своих животных за заборчиком.

Я спрашиваю: "Где же собачка?". Варвара показывает собачку, "А как собачка говорит?" - девочка произносит звукоподражание "Ав-Ав" и т. д. После игры, я обращаюсь к детям индивидуально: "Котик покажи один кубик!" (предварительно выкладываю на стол 3 предмета -2 кубика и кирпичик, "Петушок, сколько здесь стоит кубиков (много)". Побуждаю детей отвечать от лица игрушек. Спрашиваю:

"Кто спрятался за этим заборчикам?". В конце игры оцениваю детские постройки:

"Курочке нравится Володин заборчик. Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?". Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки, это способствует повышению их интереса к конструированию.

Особенно важен анализ постройки, при этом я задаю детям вопросы:

1. Что построили;

2. Из чего построили;

3. Какого цвета;

4. Для кого;

5. Какие детали.

Важным приемом обучения детей с 2 до 3-х лет конструирования является рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец) и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности.

Например: тема "Диван".

Предлагаю детям сесть по обе стороны стола. (сюрпризный момент) Вдруг раздается сигнал машины "Би-Би". На машине въезжает кукла с мишкой. "Дети, посмотрите, кто к нам приехал?" Правильно, кукла с мишкой. "А что нам кукла говорит?" (слушаю). Дети, познакомьтесь- кукла Маша и она хочет вам что-то сказать.

говорит: Мы с Мишкой долго ехали по лесу заблудились, и устали, и решили заехали к вам отдохнуть.

Ребята, давайте оставим Машу и Мишку у нас погостить, только вот беда негде у нас положить спать гостей.

Дети посмотрите, какой я построила диван. Я поставила рядом три кубика, а к ним подвинула. Что ребята? Правильно, кирпичик. Вот какой диван красивый получился! На этом диване будет отдыхать кукла Маша. А Мишке тоже нужно отдохнуть. Давайте и ему построим диван. А другие ребята захотели угостить гостей чаем и в это время готовят чай и накрывают на стол, чтобы угощать наших гостей. В конце мы укладываем Машу и Мишку спать и поём колыбельную для них.

Мы, воспитатели, должны постоянно поощрять малышей за потребность в независимости, самостоятельности, инициативности, общительности, вселять в них веру в свои возможности. Чаще использовать поддержку и поощрение, чем порицания и запрещения.

Важно учитывать индивидуальные возможности детей и стараться, чтобы каждый ребенок ощущал свою самостоятельность и значимость. Необходимо подчеркивать достоинства ребенка, уважать его как личность.

Порицаются только отрицательные поступки, а не сам ребенок. "Такая хорошая девочка, а поступила плохо: разбросала кубики и не хочешь складывать". А вот прибежал цыпленок: "Давай вместе собирать!".

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор.

У нас в группе есть комплект мягких модулей, набор настольного строителя, наборы игрушек (транспорт, фигурки животных, людей и т. п., наборы разнообразны пластмассовых конструкторов.

Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и людей. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным, целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Хранить строительный материал удобнее всего, для начала, в специальных шкафчиках, с отдельными формами для каждого вида деталей, при этом, материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работы с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

Потом, постепенно конструктор выкладывается на специальный стол, с секциями для конструктора, и дети, получив первый опыт, с кубиками, например, могут играть с ними и потом складывать в секции по цвету. Дальше кирпичики появляются и тоже после игры выкладываются в секции предназначенные для них и так дальше.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как средство развития детей третьего года жизни
Опубликовано: 15 января 2022 в 22:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как средство развития детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шкуратова (УИ 344449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД