Алена Пименова
Конструирование и моделирование из нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – прирожденные конструкторы, изобретатели и исследователи. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующего, так и придуманного самими детьми объектов, имеющих практическое назначение ( например: декорации к игре или подарок для мамы).
Темочки:
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное. В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а создаются постройки из разных видов тематических конструкторов. В художественном конструировании дети, создавая образы, еще и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, картона, природного и бросового нетрадиционного материала.
Опытом работы по конструированию из нетрадиционных материалов, таких как, пенопласт, потолочная пенополистероловая плитка и поролон, я хотела бы с вами поделиться. Данные виды конструирования не всегда используются в детском саду, хотя детям они очень нравятся, ведь с ними можно долго не расставаться, забрать домой, подарить, а не убирать детали в коробки как это обычно бывает со строительным набором.
Потолочная плитка, и поролон – материалы доступные, бюджетные. Они легко поддаются резке, окрашиванию, прокалыванию, склеиванию, их очень легко комбинировать с другими материалами. Именно эти свойства и позволяют использовать данные материалы в работе с дошкольниками.
Специально разработанной методики, к сожалению, нет, поэтому многие приемы работы с поролоном и плиткой появляются в процессе конструирования. Начинать знакомить детей с данными материалами, и их свойствами, формировать опыт конструктивной деятельности из готовых форм можно начиная со средней группы.
В своей работе с детьми мы используем тонкий поролон. Он мягкий, приятный на ощупь материал, который не страшно уронить или сжать, он опять примет исходную форму, поролон поддается сшиванию, перетягиванию ниткой или проволокой, он не боится влаги с изготовленной игрушкой можно даже искупаться. На начальном этапе дети просто знакомятся с материалом, его свойствами, здесь можно предложить детям изготовить пирожные и торты для магазина - просто украсив готовые формы из цветного поролона, наклеенными фигурками из лент или картона, или построить башню, склеив между собой разные по размеру цветные поролоновые кубики. После этого дети учатся резать поролон по прямой (изготавливая, к примеру, макароны для кукольной столовой, или щупальца для осьминога) и извилистой линии (моделируя героев мультфильмов, животных). Детям подготовительной группы можно предложить закрепить детали проволокой, или пришить ниткой.
Потолочная плитка, как я уже говорила, легко режется, ее можно даже немного изогнуть, но в то же время она очень непредсказуемый материал : чуть-чуть сильнее нажмешь и она сломалась, или появился некрасивый и неисправимый перегиб, складка. Для скрепления деталей построек мы с воспитанниками используем заостренные палочки, зубочистки. Знакомство детей с плиткой и пенопластом проходит в рамках плоскостного моделирования (моделируем фасады домов, мосты, транспорт). Затем дети учатся соединять готовые формы с помощью зубочистки (изготавливаем пирамидки, кроватку, стульчик и др.). Старшие дошкольники учатся самостоятельно вырезать необходимые детали, размечать места соединений, дополняют свои поделки, макеты, яркими деталями из бумаги ткани, фетра, пластилина.
Пенопласт более плотный, хуже поддается резке ножницами, но склеивается, прокалывается и окрашивается также хорошо. Его более приемлемо использовать как основу для макетов, фундамент для домов, или раздавать детям готовые формы для работы.
Моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов способствует развитию творческой активности и творческого воображения дошкольников, приучает детей бережно относиться к материалам и результатом своего труда и труда товарищей, закрепляет технические навыки работы с ножницами и развивает мелкую моторику рук, содействует практическому использованию поделок в сюжетно-ролевой игре, играх-драматизациях, показе кукольного театра. Конструирование из потолочной плитки способствует умственному и эстетическому развитию, развитию у дошкольников образного и элементов наглядно-схематического мышления, творчества, умения планировать работу, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки, позволяет проявить свою индивидуальность.