Светлана Первушина
Конспект занятия в подготовительной группе «Россия — Родина моя»
Занятие по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Россия – Родина моя»
Цель: формировать уважительное отношения к родной стране, гордость и бережное отношение.
Программные задачи:
• Обучающая: формировать у детей представление о России как о родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге.
• Развивающая: развивать интереса к народному фольклору; развивать познавательную активность, связную речи, активизировать словарь новыми словами – герб, гимн, кокошник, символ, сувенир.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
• Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своей стране, своему краю, самостоятельность; гордость за свою страну, способность сотрудничать со сверстниками,
Предварительная работа: чтение стихотворений о Родине и пословиц; выборочное заучивание; прослушивание гимна.
Материал и оборудование: географическая карта, глобус, герб, флаг, изображение куклы в национальном костюме, монеты, полоски (белая, синяя, красная, пазл с изображением герба, запись гимна.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на интересную беседу. Садитесь рядком, да поговорим ладком. Но сначала отгадайте загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Что это?
Дети: глобус.
Воспитатель: верно, это глобус – уменьшенная модель Земли. Давайте мы его рассмотрим. Что на глобусе обозначено синим цветом?
Дети: моря, реки, океаны, озера.
Воспитатель: Коричневым и желтым цветом?
Дети: Горы и пустыни.
Воспитатель: Зеленым?
Дети: Леса и долины.
Воспитатель: белым?
Дети: Ледники.
Воспитатель: Знаете, что изображение на глобусе повторяет изображение на карте.
Какие страны вы знаете? (ответ детей)
Воспитатель: в какой стране живем мы:
Дети: мы живем в России.
Воспитатель: значит мы с вами Россияне. А теперь давайте найдем на карте нашу Родину Россию.
А в каком населенном пункте живем мы?
Дети: мы живем в посёлке Новотарманский.
Воспитатель: правильно, скажите, как называется город, который находиться рядом с нашим посёлком? (ТЮМЕНЬ).
Просмотр небольшой части презентации о Тюмени.
Воспитатель: Чем отличается, посёлок от города?
(Ответы детей).
Стихотворение «Деревенька моя» Арина Шумилова
Хороша деревенька родная,
Позади её сказочный, лес
Красота в нем почти неземная,
Сосны, ели стоят до небес.
За околицей поле пшеницы
А за лесом колышется рожь
На лугах от цветов медуницы,
Ты навряд ли свой взгляд отведёшь.
Я, шагаю знакомой дорогой,
По земле, нет которой милей,
Каждый раз, возвращаясь к убогой,
Но родной деревеньке моей.
Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня большая беда, я не знаю, как мне быть, мне скоро в школу, а я ничего не знаю о нашей Родине.
Воспитатель: Незнайка, ты вместе с нами присаживайся мы с ребятами тебе расскажем.
Воспитатель: Россия – страна очень большая, красивая. В России много рек, озер, лесов, полей.
Лера расскажи стихотворение о Родине?
Какая наша Родина.
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады задумавшись стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая.
Не сосчитать её добра.
Бежит волна не торопливая,
Простор полей ласкает глаз,
Какая Родина счастливая
И это счастья всё для нас!
Воспитатель: спасибо, Лера. Ребята, кто мне скажет, что такое Родина?
Дети: Родина – это там, где мы родились, где мы живем.
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, знаете, что на земном шаре много стран и у каждой есть своя символика, свои отличительные знаки, назовите их – (герб, флаг, гимн.)
Посмотрите, что изображено на нашем гербе?
Дети: на нашем гербе изображён двуглавый орел, а в середине серебряный всадник Георгий Победоносец, протыкающий копьем змея.
Воспитатель: верно, это символ победы добра над злом. Двуглавый орел олицетворяет силу, могущество страны. Головы орла смотрят одна на запад, а другая на восток. В лапах он держит скипетр и державу. Мы с вами читали стихотворение о гербе России, давайте вспомним.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Воспитатель: У каждой страны и у России есть флаг. Это государственный символ страны.
Воспитатель: подумайте, и скажите, почему наш флаг называют триколор?
Дети: потому что у него три цвета.
Воспитатель: Назовите какие цвета на флаге России? (Белый, синий, красный)
Воспитатель: Правильно. А зачем стране нужен флаг?
Дети: это символ, по которому узнают нашу страну.
Воспитатель: Где можно увидеть флаг?
Дети: флаг можно увидеть на Кремле в Москве, на автомобиле президента, на кораблях и самолетах российской армии, соревнованиях, олимпиадах, на правительственных зданиях.
Воспитатель: правильно, молодцы. Давайте сейчас из пазл сложим наши отличительные символы России. (флаг, герб, монетки). проходите к столам. (дети выполняют задания)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Родина – это там, где мы родились, где мы живем, Родина – значит – родная. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.
Дети:
• Нет земли краше, чем Родина наша.
• Для Родины своей сил не жалей.
• Одна у человека мать, одна и Родина.
• Родина наша солнца краше.
• Человек без Родины, что человек без песни.
Воспитатель: Скажите, какое дерево больше всего любят в России?
Дети: береза
Воспитатель: да, ребята, это береза. Как еще березку называют?
Дети: белоствольная, кудрявая.
Воспитатель: а еще ее сравнивают с девушкой. Русские люди очень любили водить хороводы вокруг березки, петь песни. Мы сейчас поиграем в русскую хороводную игру «Березонька».
Хороводная игра «Березонька» (во время игры переодеваем одну девочку в русский национальный костюм)
Дети встают в круг, берутся за руки, выбирается девочка «березка», дети двигаются по кругу, со словами
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь, там и шумишь!
Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:
Березка зелененька,
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
Ветки завивает,
С ветрами играет.
Затем девочка- «березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:
А осенью слякотной,
Осенью холодною,
Березка нарядная,
Краса ненаглядная,
Дождем умывается,
С красотой прощается.
Корни усыхают,
Листья опадают.
Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется в конце игры
выходит из хоровода девочка в нац. костюме
Воспитатель: да, наша страна великая и необъятная. А сегодня к нам пришла в гости девочка в национальном русском костюме). Посмотрите, во что она одета?
Дети: девочка одета в сарафан, кофту или блузку.
Воспитатель: верно, в русский национальный костюм
Воспитатель: А что у девочки на голове?
Дети: кокошник.
Воспитатель: кокошник и сарафаны в старину носили крестьянки и царевны. Кокошник – праздничный головной убор, в нем выходили на улицу в большие праздники, а в будни надевали повлуку или головной платок.
Незнайка: ребята, ни чего не понял, а почему нарядный женский головной убор называют кокошник?
Дети: кокошник похож на куриный гребешок.
Воспитатель: (показывает изображение курочки) да, курочка, гуляя по двору, приговаривала: ко-ко, так курочка дала название головному убору.
Незнайка: ребята, вы ничего не сказали о главном городе страны, что его у нашей страны нет?
Воспитатель: да ты, что Незнайка, конечно есть. Столица нашей страны это - МОСКВА.
/ Максим расскажи нам о Москве.
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Мы сегодня говорили о нашей Родине, о России. И узнали, что у нее есть свои символы: герб, гимн, флаг. Как говорится - «Без Родины и соловей не поет». Еще у каждой страны есть свои сувениры, это то, что туристы любят покупать в данной стране, когда приезжают на экскурсии, у нашей страны это матрёшки, расписные ложки, различные статуэтки в виде медведей и многое другое. Мы сегодня тоже будем делать сувениры, но после того, как отдохнём и сходим на музыку.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, у каждой страны есть и свой гимн. Есть он и у России.
Гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество нашей страны и её силу. Гимн звучит громко, его исполняют в особых случаях. При вступлении в должность, на парадах, соревнованиях. Когда звучит гимн, все встают и слушают стоя. Этим мы выражаем своё уважение и любовь к нашей стране. Сейчас мы с вами послушаем гимн России (дети встают из-за стола и стоя слушают гимн).
Занятие окончено, всем спасибо.