Любовь Селиванова
Занятие психолога с элементами тренинга «Конфликт. Оптимальное решение конфликтных ситуаций» (7 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Предоставленная разработка занятия может быть использована в работе с детьми по профилактике конфликтов.
Ход занятия
І. Вступительная часть (Слайд 1 на интерактивном экране)
Психолог приветствует детей, мотивирует на совместное занятие. С этой целью дается следующее упражнение – игра.
Игра «Снежный ком». Каждый участник - представляет по имени себя и каждого участника
Публикация «Занятие психолога с элементами тренинга „Конфликт, Оптимальное решение конфликтных ситуаций“ (7 класс)» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Психолог - Доводилось ли вам ссориться с родителями, друзьями? Выбегать из комнаты, громко хлопнув дверью и т. д.? Если так, то сегодняшнее занятие будет вам интересно и полезно. Тему занятия вы узнаете, разгадав ребус.
2). Решение ребуса получиться слово «КОНФЛИКТ» (Слайд 2)
3). Установка на цель занятия (Слайд 3)
Психолог - Мы уточним понятие конфликта. Рассмотрим способы решения конфликтов. Постараемся решить следующие задачи (Слайд 4)
В конце занятия вы ответите на вопросы : (Слайд 5)
Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?
Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?
Как грамотно решать конфликты?
4). Правила работы (Слайд 6)
Психолог
-Чтобы наше занятие было эффективным, необходимо вспомнить правила работы в группе. Они у нас сегодня зашифрованы. Каждому правилу соответствует народная пословица. Прочитайте пословицы, и отгадайте, какое правило поведения зашифровано в каждой пословице?
Народные пословицы (на интерактивном экране)
1. Век живи -век учись. (Стремись к познаниям)
2. Как тут говорить, когда не дают и рта раскрыть? (Не перебивай, соблюдай «правило поднятой руки»)
3. Нужно знать, где и что сказать. (Не высказывай обидных слов)
4. Не суди других, найдутся такие, что и тебя обсудят. (Не осуждай других)
5. Расскажи другу -пойдет по кругу. (Сохраняй (тайну)
Уточнить, что эти правила учащиеся должны выполнять на протяжении всего занятия.
ІІ. Основная часть
1). Объяснение понятия «конфликт»
Психолог - Сегодня ми с вами подробнее познакомимся с понятием «конфликт», его негативным влиянием на отношения и здоровье людей. Будем тренировать навыки переговоров и конструктивного взаимодействия. Все это вам поможет жить в мире и согласии с окружающими.
Психолог - Как вы понимаете слово конфликт? Какие ассоциации вызывает это слово? (Записать на ватмане термины-высказывания (гнев, драка, обида, гроза, плач, молния и т. д.)
Психолог - Какие последствия имеют конфликты? (ссора, война, болезни)
(Слайд 7)Конфликт - столкновение противоположных сторон, интересов, позицый, мыслей людей, борьба сторон за ресурсы, власть, престиж. Часто, конфликты происходят из-за недопонимания, желания навязать свое мнение другим.
Например: Одно и тоже изображение люди могут видеть по-разному
(Слайд 8)Кого вы видите на картинке? На картинке одновременно изображена девушка и старуха. Будет прав человек, доказывая, что на картинке изображена старуха?– «Да», а будет прав человек, который увидит девушку? - «Да». Так как же быть? (Ответ дают учащиеся)
Вывод: (делают обучающиеся)
Психолог - Отстаивая свою позицию, не нарушай прав другого человека.
Распознание эмоций гнева среди множества смайликов (Слайд 9)
Психолог - Очень часто конфликты происходят с человеком, который не умеет сдерживать эмоцию гнева. Рассмотрите схему эмоциональных состоя-ний человека. Выберите, на какой из них изображена эмоция гнева.
Конфликт вызывает эмоции гнева и обиды
Эмоции гнева имеют такую особенность: они, словно туман, рассеиваются и распространяют негативное влияние на окружающих. Это очень опасно для добрых отношений в коллективе. (Слайд 10)
Приятно ли общаться с таким человеком? (Слайд 11, 12, 13,14)
2) Самодиагностика: Анкетирование (Слайд 15)
Как часто ты «выходишь» из себя?
иногда, раз в месяц, каждую неделю, каждый день, никогда
Кто тебя больше всего «выводит» из себя?
Никто, Дети в школе, Родители, Брат/сестра, Другие
Вывод:
Психолог - Если ты поставил + напротив слов «никогда» и «никто», а последний пункт не заполнил, то прими мои поздравления, ты умеешь контролировать свои эмоции! Молодец! Однако, разные люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному, так или иначе проявляя собственную неспособность владеть своими чувствами. Возможно, иногда ты чувствуешь, что в тебе все закипает, как будь-то чайник, и ты готов выплеснуть раздражение на того, кто первый попадает тебе под руку: на одноклассников, на родителей, на сестре, т. д. А что происходит с организмом человека во время гнева? Напрягаются и сжимаются мышцы, подни-мается кровяное давление, на лице могут появиться красные пятна именно в таком состоянии у человека часто случаются сердечные приступы, инсульты и инфаркты, в таком состоянии человек может делать необдуманные поступки, именно поэтому
Вывод:
-Важно уметь владеть собой в конфликтной ситуации, потому что
конфликты имеют негативные последствия.
3) Упражнение «Найди выход из ситуации» (5 мин) (Слайд 16)
-При решении различных жизненных ситуаций люди ведут себя по-разному и проявляют:
Агрессивное поведение (Неправильное)
Пассивное поведение (Неправильное)
Спокойное поведение (Правильное)
Командам раздаются карточки
Работа в паре (обучающиеся совместно обсуждают и решают задачу)
Почувствуй ответственность (Слайд 17)
Учащиеся решают задания, а затем идет проверка решения ситуаций и по слайду «Найди выход из ситуации» (5 мин)
Психолог - Разрешение конфликтных ситуаций зависит от обстоятельств, от темы спора, но в большей степени от нас самих. Представьте ситуацию и выберите правильный ответ (Слайд 18)
1. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а кто-то говорит: «Ну ты и раззява,
ты забыла бы свою голову»
Как правило, в ответ вы говорите:
А) В любом случае я умнее вас – агрессия
Б) Да, я бываю невнимательным - пассивный
Г) Если кто-то и раззява, так это вы! - агрессия
Д) У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только потому
что забыл - правильно
Е) Ничего не говорите в ответ - пассивный,
(Слайд 19)
2. Кто-то, с кем вы договорились о встрече, опоздал на 30 мин. Это вас
расстроило. Причину своего опоздания тот человек не объяснил
В ответ вы:
А) Я расстроен, что мне пришлось так долго ждать – правильно
Б) Я все думал, когда же ты придешь? - пассивно
В) Это был последний раз, когда я тебя ждал - пассивный
Г) Ничего не говорите - пассивно
Д) Как ты посмел так опоздать?- агрессия
(Слайд 20)
3. Вы очень громко разговариваете с приятелем. Кто - то вам сделал замечание.
В ответ вы:
А) Если вам не нравиться, отойдите - агрессия
Б) Прервете беседу - пассивно
В) Извините, я буду говорить тише - правильно
(Слайд 21)
4. Вы стоите в очереди, а кто-то встает перед вами
В ответ вы:
А) Комментируете про себя «некоторые люди ведут себя по-хамски) - агрессия
Б) Вставайте в очередь! - агрессия
В) Ничего не говорите- пассивно
Г) Выйди из очереди, нахал!- агрессия
Д) Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди-
правильно (Слайд22)
5. Вы чувствуете обиду от слов, сказанных в ваш адрес
Варианты ответов:
А) Идете прочь от этого человека не показывая виду, что обиделись - пассивно
Б) Заявляете, чтобы он не смел так больше поступать – агрессия
В) Ничего не говорите и продолжаете разговор - пассивно
Г) В свою очередь оскорбляете человека - агрессия
Д) Заявляете, что вам не понравилось то, что сказали на вас и он не должен так поступать - правильно
4).Решение проблемных задач «миф и реальность
Психолог - Отличите миф от фактов
Тяжело ли вам сдерживать свои эмоции? Если «да», то давайте сначала развенчаем несколько мифов. (Дискуссия, рекомендации)
Отличайте мифы от фактов
Миф №1 «Я не в состоянии контролировать себя!»
Факт: Человек бывает «склонным горячиться» из-за разных причин. Это может быть семья, окружающие, другие. Но проявится твоя горячность или нет — решаешь ты (Слайд23)
Рекомендация психолога Вопрос лишь в том, будешь ли ты у руля в тот момент или тебя будет нести по течению. Многие научились управлять своими чув-ствами. Это под силу и тебе! (Слайд24)
Миф№ 2: «Когда я раздражен, лучше выплеснуть эмоции, чем таить их в себе».
Факт: И то, и другое пагубно для здоровья. Конечно, изливать чувства иногда нужно. Но не нужно искать, на ком бы разрядиться. Выражая сильные чувства, можно обойтись без грома и молний. (Слайд25)
Рекомендации от психолога (Слайд26)
Психолог - Когда ты чувствуешь, что вот-вот взорвешься, прогулка быстрым шагом поможет тебе выпустить пар, и ты придешь в себя. (Слайд27)
О сдержанном человеке говорят: «Он умеет владеть собой», и уважают его за это. Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми
Рекомендации от психолога (Слайд28)
Психолог- Учись укрощать гнев! Если ты вспыльчив, то, возможно, в своей несдержанности ты обвиняешь других. Например, говорил ли ты что-то вроде: «Она меня спровоцировала», или : «Это он довел меня»? - Если да, то сами твои слова показывают, что тобой управляют другие люди. Не давай управлять твоими эмоциями другим!
5). Физминутка. Упражнение «Прогноз погоды»
Все встают по кругу, глядя в затылок другого на расстоянии вытянутой руки и выполняют команды психолога :
«пошел дождь» — все участники легонько постукивают кончиками пальцев по спине того, кто стоит впереди;
«пошел град» — постукивают уже немного сильнее, кулачками;
«молния» — трут ребром ладони по спине;
«землетрясение» —легонько трясут за плечи.
6.) Упражнение «Возьми все в свои руки»
Психолог - Как ты можешь взять всё в свои руки? Попробуй следующее. (Обработка информации) Давайте вспомним, какие вы знаете упражнения, которые помогают вам справиться с негативными эмоциями? («Возьми себя в руки, «Руки в замок»,
«Врасти в землю», «Потри руки», «Посчитай про себя до 10», «Сделай глубокий вдох и медленно выдохни»)
Психолог -Разделитесь на 2 группы
7). Ролевые игры
«Реши заранее, как поступишь». (Представление от групп)
1 группа
Реши задачу : Одноклассник обозвал друга, провоцируя конфликт
Реши заранее, как поступишь. Почувствуй ответственность!
Прежде всего нужно понять, что ты и только ты можешь «довести» себя до гнева. Поэтому раз и навсегда забудь о том, чтобы тыкать пальцем, ища виноватого.
Вместо того, чтобы говорить: «Она меня спровоцировала»,— признай: «Я поддался на провокацию», и вместо: «Это он довел меня», согласись: «Я сам довел себя до гнева». Как только ты почувствуешь ответственность за свои действия, тебе будет легче что-то в них изменить.
2 группа
Реши задачу Подруга надела твой свитер без разрешения!
Реши заранее, как поступишь. Почувствуй ответственность!
Когда тебя что-то раздражает, вдохни поглубже и постарайся
говорить тише и медленнее. Вместо того, чтобы обвинять
«Ты воровка! Ты надела мой свитер без разрешения!», попытайся
сказать: «Знаешь, я очень расстроилась, когда хотела надеть свой свитер, а оказалось, что ты его взяла без спроса».
Ролевая игра «Пройди по узкому мосту над пропастью»
- Если конфликт не решать будет ли выйгравшая сторона?
(Припомните сказку «Два козла», чем она закончилась? Проигрывают обе стороны)
- Подумайте, как можно урегулировать конфликтную ситуацию?
(Договориться, попросить, сказать «волшебные слова», уступить.)
-Умнее тот, кто имеет мудрость уступить
- Посмотрим, как в жизни вы можете применить свои знания?
(Участники двух команд должны перейти с противоположных сторон на встречу друг другу воображаемый «узкий мост над пропастью».
8). Викторина (Слайд 29)
Психолог -О чем говорят такие пословицы?
«Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»
«Спокойное сердце — для тела, а гнев разрушает здоровье»
«Сем раз отмерь, а один – отрежь»
Думай о последствиях собственных поступков. Как это отразится на отношениях?
9). Развязывание ситуаций от каждой группы по поступку (2-3). Дискуссия
Психолог - Вспомни свою последнюю вспышку гнева. (Обучающиеся по желанию дают ответы на вопросы)
- Что спровоцировало?
- Как ты поступил? Что ты сказал? Что сделал?
- Как нужно поступить?
10) Притча «Ничто не проходит бесследно»- видео презентация
Психолог- Задумайтесь, для чего необходимо учиться сдерживать свои негативные эмоции (Слайд 30) Следи за своими успехами. Каждый раз, как ты теряешь самообладание, задумайся:«Что случилось? Как ты отреагировал? Как нужно было бы отреагировать? Постепенно, ты начнешь замечать, что правильная реакция - сберегать спокойствие». (Слайд 31)
III. Заключительная часть
Рефлексия (Слайд 32)
1). Обучающиеся отвечают на вопросы, которые ставились в начале занятия.
- Как влияет неразрешенный конфликт на взаимоотношения людей?
- Как влияет неразрешенный конфликт на здоровье человека?
- Как грамотно решать конфликты?
- Как знания тебе могут пригодиться в жизни?