Приложение МААМ

Конспект занятия «Колесо истории казачьего народа» с использованием ИКТ

Рябчукова Ольга Михайловна
Конспект занятия «Колесо истории казачьего народа» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о казаках. Формировать представление детей об истории возникновения казачества, привязанность к родному краю.

Задачи:

Обучающие:

• Пополнить знания детей о жизни, традициях и обычаях казачества.

• Закрепить знания детей:

- о быте, традициях казаков;

- казачьей станицы

- строительстве казачьих домов – куреней;

- об обязанностях в казачьих семьях.

• Активизировать словарный запас: курень, узвар, атаман, рушник, папаха, бурка, шаровары, лапти.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Колесо истории казачьего народа“ с использованием ИКТ» размещена в разделах

• Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков

• Продолжать развивать мыслительную деятельность, память и речь, активность, внимание

• Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитывающие:

• Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, песни, пляски, подвижные игры

• Воспитывать интерес к истории станицы, чувство гордости за свой народ

• Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.

Предварительная работа:

• беседы: «Кто такие казаки?», (история возникновения Терского казачества, «Казаки защитники Отечества», «Бабушкина скрыня» (одежда казаков и казачек, «Станица», «Курень», (казачье подворье, «Чем занимались казаки?», «Традиции в воспитании казачат (мальчиков)», «Воспитание казачек (девочек)», «Казачка» (о трудной жизни, обязанностях)

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, казаков (одежда, оружие, курень, подворье, храмы, жизнь казаков в прошлом, сейчас).

• Рассматривание макетов «Курень»

• Заучивание пословиц и поговорок о казаках, коне, любви к Родине и Отчизне.

Интеграция ОО: ПР, РР,ХЭР,СКР,ФК.

Словарная работа:"Здорово ночевали", курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.

Оборудование: презентация, магнитофон, аудио запись народной музыки ВАТАГА «Варенька», музыкальное сопровождение – звук открывающегося сундука, курень, атрибуты обихода казачьей избы, атрибуты для П/И.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Проводиться утреннее приветствие с гостями

Психологический настрой «Улыбка»

Для создания эмоционально - положительного настроя упражнение

«Разделись на пары» (детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов или ленточки разных цветов). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет. По команде дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Воспитатель: «Я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны!» (дети выполняют)

Воспитатель: молодцы! С положительными эмоциями мы можем начать занятие

2. Основная часть

Занятие интересное сегодня у нас:

О нашей Родине мы поведём рассказ

2 - 3 слайд символика России

Воспитатель: ребята, какие символы России знакомы вам? Давайте о каждом расскажем (карта, герб, флаг, гимн, березка, матрешка, самовар).

Дети: рассказывают про символику России опираясь на картинки.

4 слайд карта Кабардино – Балкарии

Воспитатель: как называется наша малая Родина?

Дети: Кабардино – Балкарская республика, ст. Екатериноградская

5 слайд Триумфальная арка

Дети: ст. Екатериноградскую основали терские казаки и дали имя Екатерины Великой. Въезд в город, а ныне станицу украшает 12 метровая триумфальная арка – памятник архитектуры 18 века. Именно здесь проходила военно – грузинская дорога.

Воспитатель: кто проживал на территории станицы?

Дети: казаки.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад в прошлое. Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить путешествие в гости к казакам.

Воспитатель крутит колесо и произносят слова:

Колесо мы повернем,

Волшебство мы призовем,

Чудо в гости к нам придёт,

В старину нас унесёт.

6 – 7 слайд Кто такие казаки?

Дети: В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. «Казак» – означает «вольный человек». Они селились по берегам рек нашего края. Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали.

Воспитатель: Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди?

Дети: Да потому, что, где вода – там и жизнь.

8 слайд Жилище казака

Воспитатель: Как называли жилище казака? Почему? Из каких материалов его строили?

Дети: Казачий курень. Потому что – круглый. Строили его из глины, соломы, веток, накрывали камышом.

Воспитатель: Ребята, предлагаю отправиться в мини – музей жилище казака.

Интересней приключенья нам, ребята не найти!

Друг за другом становитесь

По дорожке, по тропинкам очень быстро мы пойдем

…В дом казачий попадем

Воспитатель: Ребята, ну раз мы с вами оказались в доме казака, давайте вспомним, как казаки здоровались

Воспитатель: Здорово дневали!

Дети: слава Богу!

(рассматривают, рассказывают про жилище казака)

Дети: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. В курене обязательно была печь.

Как вы думаете для чего?

Дети: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

(Раздаётся тихий стук)

Воспитатель:

Что это за странный звук,

Тук да тук, тук да тук…

Посмотрите – ка, сундук!

9 слайд Сундук

С вами мы грустить не станем,

Лучше в сундучок заглянем

Воспитатель обращает внимание на экран, как можно открыть сундук (варианты ответов)

Воспитатель: Ребята, а сундучок-то волшебный и просто так его не открыть. Давайте все вместе пропоём волшебные слова:

Тук - тук - тук, ударяют кулачком по кулачку

Чок - чок - чок, притопывают ногами

Открывайся, сундучок! хлопают в ладоши

10 слайд Открывающийся сундук (звучит сказочная музыка, открывается сундук)

11- 12 слайд Д/И «Загадки бабушкиного сундучка»

13- 14 слайд Воспитание казачат

Дети: Семьи у казаков были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать. Девочки занимались ремеслом, домашними делами. Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Крестный сажал на коня на платок и провозил вокруг церкви, если ребенок хватался за гриву – быть казаком, если расплачется- не будет казаком, а если упадет будет убитым в баю. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже разъезжал по степи. Казак без коня, что солдат без ружья.

Д/игра «Забытые слова»

Дети: Ты лети, весёлый веник, дальше – дальше по рукам.

У кого остался веник, тот нам быстро отвечай…

(командир – атаман, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, папа – батя, компот – узвар).

Дети рассказывают пословицы:

1. Казак родился – Отчизне пригодился.

2. Терпи, казак, – атаманом будешь.

3. Казак в беде не плачет.

4. Казаку честь – родину беречь.

5. Хлеб, соль да вода – то казачья еда.

6. Казак голодует, а конь сыт.

7. Казак сам не ест, а коня накормит.

8. Без коня казак круглая сирота.

Воспитатель:

Пора хлопцам поиграть,

Свою ловкость показать

П/И «Накорми казачат»

3. Рефлексия: «Дерево» (дети прикрепляют по листочку на дерево: красный, зеленый, желтый, по цвету листочка определяем усвоение ЗУН, настроение детей.

Воспитатель берет колесо, крутит и произносит слова:

Друг друга за руки возьмем,

Волшебство мы призовем,

Чудо в гости к нам придёт,

В настоящее нас перенесёт.

Используемая литература:

1. Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие / Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.

2. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.

3. Шалыгин В. В

4. Штепа Т. Ф, Шадова Л. П, Национально – региональный компонент.

5. В. М. Аталиков «Культура народов Кабардино-Балкарии»

6. Сборник стихов и сказок «Солнышко в моих руках»

7. Ю. М. Алиева «Кабардинские народные сказки»

Электронные ресурсы

http://planetadetstva.net/

http://dohcolonoc.ru/

http://pedrazvitie.ru/

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Фотозарисовки посещения выставки-музея «Колесо истории»Фотозарисовки посещения выставки-музея «Колесо истории» Выставка-музей «Колесо истории» позволяет совершить прогулку в прошлое и настоящее курортного городка Светлогорска в Калининградской области.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект НОД в подготовительной группе «Где живет колесо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Где живет колесо» Интеграция образовательных.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия «Песня — душа народа» Цель. Рассказать детям о значении песни в жизни народа. Формировать представление о жанре" песня".Развивать эмоциональную отзывчивость на.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Колесо истории казачьего народа» с использованием ИКТ
Опубликовано: 13 января 2022 в 21:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Колесо истории казачьего народа» с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Рябчукова Ольга Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД