Рябчукова Ольга Михайловна
Конспект занятия «Колесо истории казачьего народа» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о казаках. Формировать представление детей об истории возникновения казачества, привязанность к родному краю.
Задачи:
Обучающие:
• Пополнить знания детей о жизни, традициях и обычаях казачества.
• Закрепить знания детей:
- о быте, традициях казаков;
- казачьей станицы
- строительстве казачьих домов – куреней;
- об обязанностях в казачьих семьях.
• Активизировать словарный запас: курень, узвар, атаман, рушник, папаха, бурка, шаровары, лапти.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Колесо истории казачьего народа“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков
• Продолжать развивать мыслительную деятельность, память и речь, активность, внимание
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
Воспитывающие:
• Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, песни, пляски, подвижные игры
• Воспитывать интерес к истории станицы, чувство гордости за свой народ
• Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.
Предварительная работа:
• беседы: «Кто такие казаки?», (история возникновения Терского казачества, «Казаки защитники Отечества», «Бабушкина скрыня» (одежда казаков и казачек, «Станица», «Курень», (казачье подворье, «Чем занимались казаки?», «Традиции в воспитании казачат (мальчиков)», «Воспитание казачек (девочек)», «Казачка» (о трудной жизни, обязанностях)
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, казаков (одежда, оружие, курень, подворье, храмы, жизнь казаков в прошлом, сейчас).
• Рассматривание макетов «Курень»
• Заучивание пословиц и поговорок о казаках, коне, любви к Родине и Отчизне.
Интеграция ОО: ПР, РР,ХЭР,СКР,ФК.
Словарная работа:"Здорово ночевали", курень, казаки, прялка, чугунок, лоскутное одеяло, кулич.
Оборудование: презентация, магнитофон, аудио запись народной музыки ВАТАГА «Варенька», музыкальное сопровождение – звук открывающегося сундука, курень, атрибуты обихода казачьей избы, атрибуты для П/И.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Проводиться утреннее приветствие с гостями
Психологический настрой «Улыбка»
Для создания эмоционально - положительного настроя упражнение
«Разделись на пары» (детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов или ленточки разных цветов). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет. По команде дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Воспитатель: «Я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны!» (дети выполняют)
Воспитатель: молодцы! С положительными эмоциями мы можем начать занятие
2. Основная часть
Занятие интересное сегодня у нас:
О нашей Родине мы поведём рассказ
2 - 3 слайд символика России
Воспитатель: ребята, какие символы России знакомы вам? Давайте о каждом расскажем (карта, герб, флаг, гимн, березка, матрешка, самовар).
Дети: рассказывают про символику России опираясь на картинки.
4 слайд карта Кабардино – Балкарии
Воспитатель: как называется наша малая Родина?
Дети: Кабардино – Балкарская республика, ст. Екатериноградская
5 слайд Триумфальная арка
Дети: ст. Екатериноградскую основали терские казаки и дали имя Екатерины Великой. Въезд в город, а ныне станицу украшает 12 метровая триумфальная арка – памятник архитектуры 18 века. Именно здесь проходила военно – грузинская дорога.
Воспитатель: кто проживал на территории станицы?
Дети: казаки.
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад в прошлое. Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить путешествие в гости к казакам.
Воспитатель крутит колесо и произносят слова:
Колесо мы повернем,
Волшебство мы призовем,
Чудо в гости к нам придёт,
В старину нас унесёт.
6 – 7 слайд Кто такие казаки?
Дети: В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. «Казак» – означает «вольный человек». Они селились по берегам рек нашего края. Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали.
Воспитатель: Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди?
Дети: Да потому, что, где вода – там и жизнь.
8 слайд Жилище казака
Воспитатель: Как называли жилище казака? Почему? Из каких материалов его строили?
Дети: Казачий курень. Потому что – круглый. Строили его из глины, соломы, веток, накрывали камышом.
Воспитатель: Ребята, предлагаю отправиться в мини – музей жилище казака.
Интересней приключенья нам, ребята не найти!
Друг за другом становитесь
По дорожке, по тропинкам очень быстро мы пойдем
…В дом казачий попадем
Воспитатель: Ребята, ну раз мы с вами оказались в доме казака, давайте вспомним, как казаки здоровались
Воспитатель: Здорово дневали!
Дети: слава Богу!
(рассматривают, рассказывают про жилище казака)
Дети: Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. В курене обязательно была печь.
Как вы думаете для чего?
Дети: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
(Раздаётся тихий стук)
Воспитатель:
Что это за странный звук,
Тук да тук, тук да тук…
Посмотрите – ка, сундук!
9 слайд Сундук
С вами мы грустить не станем,
Лучше в сундучок заглянем
Воспитатель обращает внимание на экран, как можно открыть сундук (варианты ответов)
Воспитатель: Ребята, а сундучок-то волшебный и просто так его не открыть. Давайте все вместе пропоём волшебные слова:
Тук - тук - тук, ударяют кулачком по кулачку
Чок - чок - чок, притопывают ногами
Открывайся, сундучок! хлопают в ладоши
10 слайд Открывающийся сундук (звучит сказочная музыка, открывается сундук)
11- 12 слайд Д/И «Загадки бабушкиного сундучка»
13- 14 слайд Воспитание казачат
Дети: Семьи у казаков были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Уважение старших – один из главных обычаев казаков. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать. Девочки занимались ремеслом, домашними делами. Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Крестный сажал на коня на платок и провозил вокруг церкви, если ребенок хватался за гриву – быть казаком, если расплачется- не будет казаком, а если упадет будет убитым в баю. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже разъезжал по степи. Казак без коня, что солдат без ружья.
Д/игра «Забытые слова»
Дети: Ты лети, весёлый веник, дальше – дальше по рукам.
У кого остался веник, тот нам быстро отвечай…
(командир – атаман, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, папа – батя, компот – узвар).
Дети рассказывают пословицы:
1. Казак родился – Отчизне пригодился.
2. Терпи, казак, – атаманом будешь.
3. Казак в беде не плачет.
4. Казаку честь – родину беречь.
5. Хлеб, соль да вода – то казачья еда.
6. Казак голодует, а конь сыт.
7. Казак сам не ест, а коня накормит.
8. Без коня казак круглая сирота.
Воспитатель:
Пора хлопцам поиграть,
Свою ловкость показать
П/И «Накорми казачат»
3. Рефлексия: «Дерево» (дети прикрепляют по листочку на дерево: красный, зеленый, желтый, по цвету листочка определяем усвоение ЗУН, настроение детей.
Воспитатель берет колесо, крутит и произносит слова:
Друг друга за руки возьмем,
Волшебство мы призовем,
Чудо в гости к нам придёт,
В настоящее нас перенесёт.
Используемая литература:
1. Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие / Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.
2. Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002.
3. Шалыгин В. В
4. Штепа Т. Ф, Шадова Л. П, Национально – региональный компонент.
5. В. М. Аталиков «Культура народов Кабардино-Балкарии»
6. Сборник стихов и сказок «Солнышко в моих руках»
7. Ю. М. Алиева «Кабардинские народные сказки»
Электронные ресурсы
• http://planetadetstva.net/
• http://dohcolonoc.ru/
• http://pedrazvitie.ru/