Наиля Аюпова
Книжный центр в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Книжный центр в ДОУ
“Истинного любителя я узнаю
с первого взгляда, уже по одному
тому,как он касается книги
Франс А.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствие с ФГОС восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов деятельности детей в возрасте от 3 до 7 лет, через которую реализуются цели и задачи программы.
Публикация «Книжный центр в ДОУ» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Книжный центр – необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Центр может быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением группы, а дать возможность общаться с книгой. Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Книжный центр должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
В младших группах на книжный полках выставляется немного книг (4-5, но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же).
– В книжном центре помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями книги.
– Предпочтение отдается книжкам-картинкам, книжкам-игрушкам (с встроенными в книжные листы фигурками животных, игрушек, сказочных персонажей, с двигающимися частями чего-либо, книжкам разного формата (книжки-половинки, книжки-четвертушки, книжки-малышки, книжкам-малышкам, книжкам-вырубкам (обложка и листы вырублены по контуру какого-либо предмета, книжкам-панорамам (книжка оживляется с помощью приведенных в действие фигурок и декораций, музыкальным книгам (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п., книгам-элерманам (книжки в картонном переплете с картонными страницами, книгам с надувными страницами.
– Кроме книг, в центре книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.) .
Воспитатель даё т детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:
– знакомит детей с Книжным центром,
– его устройством и назначением,
– сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не портить, не использовать для игр, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
– учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В средней группе в книжном центрее необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. п. (4-6 книг на виду, остальные - в шкафу) :
-книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
-дополняются альбомы по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
-открытки для рассматривания по произведениям;
-портреты писателей: С. Маршак, А. Пушкин и другие;
-начиная со средней, в каждой возрастной группе нужно выставлять детские журналы с целью ознакомления детей с периодикой;
-начиная со средней, в каждой возрастной группе следует выставлять азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. Можно выставлять азбуки, принадлежащие одному автору и разным авторам.
Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают. Естественно, творческие биографии поэтов и писателей малыши усвоить не могут, но отдельные эпизоды из жизни писателей в их памяти все-таки остаются: А. С. Пушкин любил свою няню Арину Родионовну и писал сказки и стихи, Л. Н. Толстой учил детей в школе и написал рассказ «Филиппок.
Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.
–Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.) .
Содержание книжного центра старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
– Для формирования гражданских черт личности ребенка в книжном центре должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы (В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т. д.)
– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
– Кроме того, в центре книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
-Портреты писателей и художников-иллюстраторов.
-Энциклопедии («умные» книжки, словари;
-Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
-Книги-самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
-Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.
Педагогическое руководство становится более корректным, т. к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книги.
Задачи педагога:
-Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой.
-Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер.
-Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства.
-Закреплять преобладающий интерес дошкольников к сказкам.
-Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства.
-Знакомить с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
-Закреплять правила обращения с книгой.
-Привлекать к самостоятельной починке книг.
-Привлекать в оформлении тематических альбомов и выставок.
Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книга на витрине? Нужны ли тематические выставки книг?
1. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.
2. Также в книжном центре могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. Иногда иллюстрации сводятся в тематические альбомы.
Правила,
которые важно соблюдать при организации тематической выставки:
1. Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.);
2. Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
3. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она может длиться от 4, т. к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.