Алена Турьева
Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач, которую ставит перед педагогами ФОП ДО, – развивать у детей инициативность и самостоятельность (п. 24.3 ФОП ДО). Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. От того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. В общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам. Осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе. В нашем детском саду мы ввели такую технологию эффективной социализации, как «Клубный час».
Публикация «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Данную технологию разработали сотрудники Института социологии РАН (в частности, Н. П. Гришаева).
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенного правила поведения.
Основная цель технологии – сформировать у дошкольников умение планировать свои действия и оценивать их результаты.
Основные задачи Клубного часа :
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- помогать приобретать жизненный опыт, переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Перед проведением Клубных часов педагоги обсуждают и определяют
· Тематику «Клубных часов»
· Перспективный тематический план на полугодие
· Периодичность
· Организационные моменты
· Правила поведения детей во время «Клубного часа»
Это необходимо сделать так как «Клубный час» может проводиться в различных формах:
• Как образовательная деятельность (в утренние часы)
• Как деятельность в группах по интересам (в вечернее время)
• Проведения досуга
• Организация прогулки
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».
• свободный — Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых
• тематический — В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца.
• деятельностный — В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
• творческий — Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
Как проходит «Клубный час»
Педагоги выделяют дошкольникам 1 час в день, когда они могут свободно перемещаться по детскому саду. В течение часа каждый ребенок посещает те места, которые захочет. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам.
Затем по сигналу возвращаются в свои группы.
Воспитанники могут оставаться в своей группе или вернуться назад, когда захотят.
Безопасность
Педагоги должны организовать безопасную систему навигации по детскому саду во время клубного часа :
красный знак – сигнал для воспитанников, что помещение не подходит для детской активности, вход туда запрещен;
зеленый знак на двери – сигнал для воспитанников, что в помещение можно входить.
Также воспитатели должны проговорить с детьми правила поведения на лестнице.
Как использовать?
В разных помещениях детского сада педагоги организуют различные виды деятельности, которые связаны общей темой. Воспитатели должны повесить на стенах коридора указатели с картинками. На указателях необходимо изобразить ту деятельность, которая ожидает ребенка в конкретной локации.
Далее педагоги раздают планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Например, вы можете украсить помещения в тематике «Экскурсия по городу» и оформить «автобусные остановки» — места для разных видов деятельности. Схематические изображения автобуса покажут детям, что в помещении для них есть что-то интересное.
Рекомендуйте педагогам подбирать разные форматы активностей. Например, в одной локации пусть дети занимаются творчеством, в другой – предложите воспитанникам подвижные игры на развитие координации и скорости.