Евгения Климовская
Использования кинезеологических упражнений с дошкольниками для успешного усвоения материала в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Кинезиология на службе дошколят».
Использования кинезеологических упражнений с дошкольниками для успешного усвоения материала в образовательной деятельности.
Кинезиология для маленьких детей используется для улучшения познавательного процесса детьми дошкольного и школьного возраста. Еще в 60-х годах прошлого века методика перекрестного движения позволяла организовать взаимосвязь между мозгом и телом школьников с определенными нейрофизиологическими отклонениями.
Публикация «Использования кинезеологических упражнений с дошкольниками для успешного усвоения материала в образовательной деятельности» размещена в разделах
Группа упражнений, разработанная Полом и Гейл Деннисом в 90-х годах, посвящена природному развитию человека и активации некоторых механизмов деятельности мозга посредством совершения определенных движений. Практикуя кинезиологические упражнения, американский психолог понял, что в самих движениях заложен огромный потенциал.
Ведь через них удается повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка.
«Гимнастика мозга», созданная для устранения проблем с вестибулярным аппаратом у детей, использует два основных вида движений:
1. Пересекающие вертикальную среднюю линию всего тела. Благодаря им удается достаточно быстро интегрировать мысль и движение тела;
2. Движения одностороннего типа, которые способствуют «разъединению движений с мыслями.
Кинезиологический метод развития детей использует два основных механизма, которые являются «китами» познавательной деятельности мозга. Движения, нацеленные на разъединение мыслей с движениями, необходимы на первых этапах занятий, поскольку они формируют учебный навык. На практическом этапе задействуется уже механизм автоматизации навыков, который «тренируется» упражнениями интеграции движений и мыслей.
Особенности проведения гимнастики с дошкольниками
Образовательная кинезиология позволяет сформировать «здоровый фундамент» ментального и физического здоровья дошкольника. В возрасте до 7-8 лет каждый человек проходит очень важный отрезок пути, на котором происходит развитие двигательной и речевой активности.
Уровнем развития природных потребностей дошкольника в движении определяется степень развития:
• Памяти;
• Мыслительного процесса;
• Восприятия;
• Навыков системы моторики.
Чтобы пополнить багаж двигательных навыков малыша, необходимо выполнять упражнения кинезиологии для развития мозга для детей. Сберегающая здоровье технология устранит имеющиеся отклонения в развитии и позволит предупредить новые.
Основные цели «гимнастики мозга»
Чтобы достичь хороших результатов, важно правильно выполнять кинезиологические комплексы. Желательно, чтобы перед обучением малышей педагог в совершенстве освоил принцип специфических движений тела.
1. Гармоничного развития взаимодействий и связей между полушариями мозга;
2. Синхронизации деятельности правого и левого полушарий;
3. Лучшего развития восприятия и памяти;
4. Устранения проблем с концентрацией внимания и мышлением;
5. Ликвидации дислексии и нарушений в работе вестибулярного аппарата;
6. Развития речи и позитивного мышления;
7. Повышения стрессоустойчивости и раскрытия творческого потенциала.
Очевидно, что практические занятия позволяют справиться с адаптационными проблемами у малышей дошкольного и школьного возраста.
Кинезиология и логопедия
Благодаря специальным упражнениям, молодой организм учится правильно координировать работу левого и правого полушарий мозга. Таким образом, существенно улучшается взаимодействие интеллекта малыша с телом. Данный принцип позволяет использовать кинезиологию в детской логопедии.
Методика контролирует не только определенные действия посредством влияния на вестибулярный аппарат, но и речь. Комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а ведь именно этого и не хватает очень многим школьникам.
Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.
Дошкольное детство нередко воспринимают только как подготовку к будущей
взрослой жизни. На самом деле детство — это не только путь в завтра. Очень важно, чтобы ребенок был счастлив, радостен, любопытен к жизни, здоров и весел еще и сегодня.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие.
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц.
Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) сочетается с замедленной
переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное
взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз
активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий
осуществления чтения.
4. Телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются
синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество
нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует
развитию психических функций.
5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи
(морфологическое и функциональное формирование речевых областей
совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является отличным средством повышения работоспособности головного мозга.
6. Массаж
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию
напряжения.