Тарасова Светлана Ивановна
Кинезиологические упражнения для интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения»
Сиротюк Л. А., доктор психологических наук.
Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации. Работая в детском саду, мы как специалисты, а именно: учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог и инструктор по ФК, заметили тенденцию к увеличению роста воспитанников, имеющих трудности в развитии и обучении. В следствии этого, пришли к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с такими детьми. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, мы выбрали кинезиологический и нейропсихологический подход.
Публикация «Кинезиологические упражнения для интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоциональноволевой сферы ребенка через движение.
Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней. В картотеке нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений представлены методы работы с детьми которые могут быть полезны как педагогам (воспитателям, учителям, психологам, логопедам, дефектологам) использующим в своей работе здоровье сберегающие технологии, так и родителям. Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоциональноволевой сфере детей имеющим дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоциональноволевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.
Цели и задачи использования картотеки:
-Развитие высших психических функций;
-Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;
-Повышение работоспособности и продуктивности;
-Развитие общей и мелкой моторики;
-Содействие развитию речи; -Стабилизация психоэмоционального состояния;
-Формирование произвольности действий.
Нейрокинезиологические игры и упражнения использовались в течении года систематически как дополнение к основным занятиям. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.
В данной области разработаны ряд комплексных упражнений, которые позволяют развивать у ребенка как левое, так и правое полушарие, что способствует:
- Улучшению памяти, внимания и речи;
- Снижению утомляемости;
- Повышению способности к произвольному контролю;
- Повышению работоспособности;
- Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.
Основные задачи кинезиологии :
- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;
- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;
- Развитие речи, навыков письма и чтения;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Формирование навыков для обучения;
- Повышение продуктивности деятельности;
- Устранение дислексии, стресса, апатии;
- Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;
- Формирование пространственных представлений;
- Формирование произвольности;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание положительного эмоционального фона.
Несколько правил по применению кинезиологических упражнений :
1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная технология позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.
Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у детей всех возрастов.