Ольга Валерьевна Токарева
Кинезиологическая сказка как метод коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Кинезиологическая сказка как метод коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Цель: ознакомление с коррекционным методом «кинезиологическая сказка» с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционным методом коррекционной работы «кинезиологическая сказка»;
Публикация «Кинезиологическая сказка как метод коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
- активизировать интерес педагогов к нетрадиционным методам коррекции и возможности их применения в работе с детьми с задержкой психического развития;
- способствовать росту эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается рост количества детей, имеющих с рождения те или иные дефициты в физическом и психическом развитии. В дошкольном возрасте наиболее часто у детей отмечаются нарушения внимания, памяти, сложности становления мыслительных операций, задержка психического и речевого развития. Таким образом, все большую актуальность представляет поиск эффективных методов укрепления и восстановления детского здоровья. Одним из таких методов, приобретающим в последние годы особую популярность, является кинезиология.
Кинезиология – наука о движении, о том, как через работу с двигательной сферой ребенка способствовать правильному становлению моторных и психических функций, снижению их дефицитарности. Кинезиологические комплексы включают в себя систему двигательных упражнений, составленных по принципу постепенного усложнения. В нашей стране развитием кинезиологии занимались такие ученые, как А. Л. Сиротюк, Г. Е. Шанина, В. В. Паутова и другие.
Метод коррекционной работы, о котором сегодня пойдет речь, имеет название «кинезиологическая сказка». Присутствие в названии слова «сказка» (повествование с участием вымышленных персонажей, как правило, имеющее счастливый конец, уже является залогом детского интереса (непроизвольного внимания, мотивации к деятельности со взрослым, который изначально является базой становления произвольности. Кинезиологическая сказка подразумевает выполнение комплекса упражнений, объединенных одной сюжетной линией, в процессе повествования, которое ведется чаще педагогом, но может осуществляться и самим ребенком. Дети старшего возраста нередко придумывают развитие сказочного сюжета, включаются в совместное со взрослым проигрывание сказки.
В кинезиологических сказках могут использоваться следующие виды упражнений:
Дыхательные упражнения способствуют нормализации физиологической ритмики организма, гармонизации протекания нервных процессов, способствуют развитию произвольности.
Растяжки способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию саморегуляции и самоконтроля.
Телесно-ориентированные упражнения способствуют формированию межполушарного взаимодействия, снятию психомоторного напряжения, развитию моторной координации.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию психомоторного напряжения, гармонизации протекания нервных процессов.
Глазодвигательные упражнения активизируют зрительное восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и нормализуют энергетический баланс организма.
Игровой массаж и самомассаж выступает как тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает поток импульсов от рецепторов кожи, мышц и суставов, оказывающий тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.
Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует морфологическое и функциональное развитие речевых центров в корковых отделах головного мозга, способствуя активизации речи ребенка.
В методической литературе описаны следующие приемы работы с кинезиологической сказкой:
- прежде, чем включить выполнение упражнений в кинезиологическую сказку, необходимо разучить каждое упражнение отдельно;
- каждое упражнение при разучивании выполняем сначала ведущей рукой, затем противоположной, затем обеими руками, стараясь достичь синхронности;
- по мере разучивания отдельных упражнений включаем их в связку движений, которая сопровождает нашу сказку; необходимо разучить всю связку, так, чтобы ребенок мог самостоятельно повторить ее;
- во время выполнения упражнений по ходу рассказывания сказки, каждое движение выполняется от 3 до 5 раз, в зависимости от сложности выполнения;
- ранее изученные с ребенком упражнения могут использоваться в разных сказках;
- перед началом чтения сказки педагогу необходимо убедиться, что ребенок понял, какое упражнение должно сопровождать сказочных героев и события сказки, что обеспечит обоюдную уверенность в положительном результате работы.
Приведем несколько примеров упражнений, которые могут использоваться при создании кинезиологической сказки.
«Колечки». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
«Зайчик». Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
«Козлик». Указательный палец и мизинец вытянуть вверх, средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
«Дом». Соединить все пальцы обеих рук – большой к большому, указательный – к указательному и т. д. под углом.
«Солнышко». Ладони сжать в кулаки, затем одновременно расправить пальцы на обеих руках. Повторить несколько раз.
В качестве примера кинезиологической сказки расскажем сказку «Дружба». (Ребенок и взрослый сидят рядом за столом, в качестве дополнительного материала будет использоваться мяч-«прыгун». Педагог читает текст сказки, ребенок выполняет упражнения. Упражнения указаны в скобках).
Жил-был зайчик («зайчик»).
Он жил в маленьком домике («дом») на опушке леса.
Утром просыпалось солнышко и будило зайчика(«солнышко»)
Он делал зарядку(«колечки», завтракал и шел в лес гулять.
Зайчик очень хотел найти друзей. И однажды он увидел на полянке козлика («козлик»).
«Давай дружить», - предложил зайчик («зайчик»).
«Давай», - ответил козлик («козлик»).
Друзья были рады встрече (хлопки в ладоши). Солнышко согревало их своими лучиками («солнышко»).
Они решили поиграть в мяч. Сначала они катали его друг другу (ребенок перекатывает мяч по столу от правой ладони к левой и наоборот, затем по очереди прятали мячик (ребенок зажимает -«прячет» - мяч сначала в одной руке, затем в другой, взрослый старается найти мяч, потом бросали мяч друг другу (перекидываем «прыгун» из одной руки в другую). Зайчик показал козлику свою зарядку («колечки»).
Друзьям было весело (хлопки в ладоши).
«Мне пора домой, - сказал зайчик («зайчик», – давай завтра еще поиграем?»
«Давай», - ответил козлик («козлик»).
«До свидания, козлик!» (жест прощания правой рукой).
«До свидания, зайчик!» (жест прощания левой рукой).
В завершение необходимо сказать, что использование метода кинезиологической сказки предоставляет простор для творчества и сотрудничества педагога и ребенка, эмоционально насыщает занятие, создает позитивную атмосферу в процессе совместной деятельности.