Татьяна Едемская
Профориентация в коррекционной школе «Кем быть? Каким быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика курса занятий.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Публикация «Профориентация в коррекционной школе „Кем быть? Каким быть?“» размещена в разделах
Программа по профориентации призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период.
Цели.
- оказать психолого – педагогическую поддержку учащимся 9-11 классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
-формировать психологическую готовность старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь;
- развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими).
Примерный тематический план:
1. Ориентировочное занятие
2. Классификация профессий
3. Выбор и моделирование
4. Темперамент и выбор профессии
5. Интересы и выбор профессии.
6. Склонности и профессиональная направленность
7. Профессиональный тип личности
8. Игра «Кадровый вопрос»
9. Как достичь успеха в профессии.
10. Поддержка друзей.
Занятие, как правило, включает в себя этапы:
1. Организационный момент, содержащий приветствие, вступительное слово.
2. Основная часть, содержащая водное слово ведущего по выбранной теме, серию заданий, упражнений по заданной теме, содержащая так называемые «энергизаторы» - упражнения для создания положительного эмоционального настроя, поддержания атмосферы творчества, активизации психических процессов, информационный блок по заданной теме.
3. Заключение. Ритуал прощания.
Приветствуется игровой характер некоторых упражнений, используется метод моделирования ситуаций. (упражнение «Выбор»- представить что ты в незнакомом городе с некоторой суммой денег- как ты будешь выживать, Упражнение «Найди ошибки в поведении и речи героев» при устройстве на работу (акцент на культуру поведения, внешний вид и др. признаки; упражнение «Почему я не могу быть…»).
Активно используется художественной слово: пословицы и поговорки, высказывания великих людей, видеоматериалы (при изучении типов темперамента использовался как наглядность показ худ. фильма по произведению Чехова «Смерть чиновника»
В ходе занятий используются диагностические методики:
-Диагностика темперамента с помощью тестовой методики из 57 воспосов;
-Опросник для выявления готовности к выбору профессии из 24 вопросов;
-Анкета «Курсы по выбору»
-Дифференциально-диагностический опросник по итогам которого выпускник может определиться к какому типу профессий он склонен (Человек-природа, человек-техника, человек - художественный образ или другие);
методов групповой работы, таких как дискуссия и «Мозговой штурм».
-методика «Несуществующее животное»
Принципы организации занятий.
Организация взаимодействия в интерактивном ключе, построение диалога между участниками.
Ускорение т. е. инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование «разогревающих упражнений»
Равновесие или дозирование. Это значит, что игр и упражнений, позволяющих убрать «мышечные зажимы», должно быть с только, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия.
Образность. Это значит, что работа учащихся над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть «отписаны» в рабочих тетрадях. Это не только помогает участникам запомнить и проанализировать полученную информацию, но и уловить суть той или иной проблемы, сформировать алгоритм действий и системность мышления.
«Проекция». Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях.
Личностно – ориентированный подход.
если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение;
если есть возможность не подавлять, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных;
если есть возможность не навязывать детям, ученикам что либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора;
если есть возможность принять учащихся такими, какие они есть, то педагог принимает их такими, какие огни есть, со всеми достоинствами и недостатками;
если есть возможность разрешать конфликты мирным путём, то этот шанс надо использовать.
Личностные характеристики педагога.
Теплота в отношениях – это прежде всего доступность и открытость. Нельзя надеть на себя маску сердечного человека, поскольку сразу почувствуется фальшь.
Искренность – это качество, обеспечивающее контакт с детьми. Демонстрировать свой «профессионализм», закрепляя позицию «сверху» значит быть неискренним.
Эмпатия – способность к сопереживанию. Сопереживание и сочувствие нетождественны. Сочувствие – это в большей степени жалость к другому человеку.
Безусловно позитивное отношение – это принятие и признание ценности другого человека.
А так же – уверенность в себе, оптимизм, интуиция, настойчивость.