Лариса Гончарова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кейс-технологии в формировании социальной компетентности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в полном составе на нашем мастер-классе, посвященном одной из актуальнейших тем.
Слайд 2. Цель и задачи представлены на слайде. Для себя же вы задачу поставите сами.
Слайд 3. Идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности в образовательном процессе на сегодняшний день выдвигается на первый план. Что же касается педагога? А он уже не информатор (не передает знания, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия (создает условия для деятельности, поиска путей решения). Что для этого необходимо? Осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Кейс-технологии в формировании социальной компетентности дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Слайд 4. Каждый ребенок уникален и важно наполнить его теми положительными и полезными качествами, которые ему нужны на определённом этапе развития.
Основная же задача сегодняшнего времени - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями. А это значит:
Слайд 5. И этому способствуют педагогические кейс – технологии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.
«Кейс-технология» -техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации (материал википедии).
Если сказать кратко (а может быть более доступно) - способ краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
Итак, требования к созданию кейса :
- соответствие поставленной цели
- иметь соответствующий уровень трудности
- иллюстрировать типичные ситуации
- развивать аналитическое мышление
- провоцировать дискуссию
Слайд 6. При использовании кейс- технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет воспитанникам, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный или групповой взгляд на проблему.
Слайд 7. Существуют различные виды кейс – технологий. Но мы остановимся на следующих: Кейс – стади (ситуации); Кейс – иллюстрации; Фото – кейс; Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Слайд 8. Алгоритм работы над кейсом (представлены на слайде) и раздаются участникам:
Мы можем смело делать вывод о том, что в основе данной технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, а самое главное – это применение правил в самостоятельной жизни, поскольку ребенок сам делает выводы. Еще один из немаловажных моментов – данная технология объединяет в себе одновременно: и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой из выше предложенных кейсов воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.
Слайд 9. Теперь же рассмотрим на примерах. Кейс стадии – это групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших вариантов решения проблемы. Ситуация, которая имеет место довольно часто в детском саду: один ребенок занят постройкой, второй ее ломает.
Давайте сегодня будем действовать в соответствии взятых ролей: вы-воспитанники, я-воспитатель и в соответствии с технологической картой, которая перед вами
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади
Название этапа Деятельность взрослого Деятельность дошкольников
1. Постановка проблемы - описывает ситуацию, формулируя суть проблемы - знакомятся с ситуацией, присваивая проблему.
2. Мотивация
- формирует задание, вовлекая воспитанников в дискуссию;
- мотивирует к поиску альтернативных вариантов решения ситуации. - осознают проблему;
- концентрируются на поиске решений в данной ситуации.
3. Мозговой штурм
- активизирует воспитанников при помощи стержневых вопросов;
- осуществляет помощь в анализе принятого решения.
- представляют свои варианты решения;
- находят совместное решение;
- формулируют выводы, сравнивая и оценивая варианты решения.
4. Рефлексия
побуждает воспитанников к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания. - размышляют, выдвигают доводы;
- применяют знания в различных ситуациях.
Воспитанникам предлагается разбиться на пары: один ребёнок играет, другой отбирает. Далее предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя.
Например, один герой злой, упрямый, другой добрый, весёлый.
В конце воспитанники и педагог приходят к выводу : с кем можно быстрее договориться? Почему?
Слайд 10. Кейс иллюстрации.
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Итак, знакомимся с реальной проблемой и находим из неё выход. Педагоги в роли воспитанников, старший воспитатель - воспитатель.
Делимся на 2 подгруппы
• 1 этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
2 этап- сформулируйте проблему, исходя из данных иллюстраций. Ребенок нарушает правила дорожного движения:
- переходит дорогу в неположенном месте;
- играет вблизи дороги
3 этап - Каковы могут быть последствия данного поступка? Его может сбить машина, и он может или травму получить или вообще лишится жизни….
4 этап – Как бы поступили вы? • Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации…
5 этап- решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов 1 - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу;
2- переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
3- если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД, прохожих…
4 – играть только во дворе;
5- в случае если оказались вблизи дороги (мяч укатился, просить помощи;
6- внимательно осмотреться…
Слайд 11. Фото-кейс очень похож на кейс-стади и кейс-иллюстрации, основное отличие – это фото из жизни группы. Данная технология актуальна потому, что даёт возможность сформировать модель принятия решения сложившихся жизненных ситуаций, с помощью которой ребёнок сможет в будущем делать умозаключения и находить достойный выход. Анализ проблемной ситуации – такова суть предоставленной технологии.
Фото-кейс – это :
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Работаем с фото-кейсом «Дети принимают пищу» :
Цель: создать мотивацию необходимости еды. Кейс состоит из :
1. Фото «Дети принимают пищу»
2. Текст: В детском саду наступило время приема пищи. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп (запеканку, кашу). Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только …. сидел над тарелкой.
3. Вопросы: Почему мальчик не ест? Чем полезен ….? Как бы ты поступил на месте ….?
Этапы работы с фото-кейсом те же. Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Слайд 12. Кейс - Проигрывание ролей (или ролевое проектирование). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её. Разумеется, исходя из технологической карты, роль ведущую берет воспитатель, в дальнейшем может быть и подготовленный ребенок.
А сейчас, уважаемые участники, попробуем такое ролевое проектирование создать: я, если не возражаете, возьму роль медведя, а желающие выберут себе маски лесных жителей (участники берут маски и их одевают).
Медведь: Посмотрите на меня,
Какой больной сегодня я:
Болит живот и голова,
Болят и лапки, и глаза,
И зубы не дают покоя.
Ну помогите ж мне, друзья.
Ой-ой, какой же я совсем больной.
Воспитатель (стимулирует) : - Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю)
Далее обращение ко всей группе: а теперь подумайте и решите лесные жители дали все советы медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что скажете вы? (можно зарисовать или выбрать рисунки-маркеры)
Медведь подводит итог (воспитатель опять входит в роль) : Ребята, спасибо и лесным жителям и вам за помощь. Теперь я знаю, чтобы быть здоровым нужно…. (перечисляет предложенные рекомендации)
Вывод: Кейс – проигрывание ролей - эта та же игра - драматизация, только с проблемой (жизненной, поскольку она разыгрывается для использования потом в жизненных ситуациях). Ведь игра просто разыгрывается, а кейс помогает дошколятам вспомнить полученные знания и применить их на практике. В конкретном случае воспитанники вспомнили, что такое ЗОЖ, и какие меры стоит предпринять, если заболел. Все, кто захотел смогли высказаться, предположить свои варианты решений, и вместе с тем выбрали для себя самый оптимальный вариант и предложили его медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.
Слайд 13. В результате использования кейс-технологии мы сможем решить следующие задачи, которые представлены на слайде. Что соответствует новым запросам как родителей, так и общества в целом. данный метод, так как в настоящее время, мы
Воспитывая поколение 21 века - поколение думающих, способных мыслить аналитически граждан, следовательно, должны в первую очередь не передавать готовые знания воспитанникам, а мотивировать их самостоятельности в решении возникающих вопросов, в учебном процессе и режимных моментах, при этом проявляя неподдельный интерес.
Используемая литература:
1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.
2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.
3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.