Инна Витальевна Буркова
Кейс-метод в практике дошкольного образования с целью развития коммуникативной деятельности воспитанников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 «Мечта»
Подготовила: учитель - логопед
Буркова И. В.
Аннотация.
В статье представлен обобщающий опыт педагогов детского сада по применению «Кейс» - технологии метод – «кейс – ситуация - иллюстрация» с целью повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса в вопросе развития у дошкольников с ОВЗ коммуникативной деятельности.
Публикация «Кейс-метод в практике дошкольного образования с целью развития коммуникативной деятельности воспитанников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последнее время педагоги и родители все чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные проблемы в общении с окружающими и со сверстниками. Особенно данное недоразвитие наблюдается у дошкольников с нарушением зрения.
Понимая всю значимость данного вопроса педагоги детского сада «Мечта» пришли к выводу, что необходимо расширение границ образовательной среды и ее удовлетворение потребностям детей с нарушением зрения по вопросу развития коммуникативной деятельности воспитанников.
Одним из современных метод оптимизации образовательного процесса является применение «кейс – ситуация - иллюстрация».
Адаптировав этот метод в качестве способа развитии коммуникативной деятельности воспитанников педагогам удалось систематизировать различные проблемно игровые ситуации в рамках событийных тем каждая из которых объединена в один привлекательный для детей сюжет.
Педагогами детского сада создан своего рода «банк» кейсов по всем темам календарно- тематического плана в соответствии с возрастом воспитанников. При подготовке кейсов педагоги делали акцент не на получение готовых знаний и умений детьми, а на выработку самостоятельной инициативы воспитанников, на возможность проявления сотворчества детей и педагога.
Данная работа проводится как итоговая организованная образовательная деятельность по изучаемой событийной теме. Любой из кейсов педагог может использовать на разных этапах. Это может быть часть занятия или момент какой - либо другой деятельности.
Каждый из кейсов – это небольшой чемоданчик, который оснащен своего рода «путеводителем» для педагога - инструкцией и технологической картой. С помощью которой любой из педагогов может обеспечить гибкость и пластичность образовательного процесса в зависимости от поставленных воспитательно – образовательных задач, в соответствии с возрастом воспитанников, активизировать общение детей, развить способность коллективно решать проблемную ситуацию то есть более эффективно скорректировать комплексные отклонения коммуникативного развития детей.
Содержание кейсов представляет собой достаточно полный комплект дидактического материала в рамках событийной темы на основе проблемной ситуации, которые способствуют развитию у детей возможности самостоятельного решения игровой проблемы.
Дидактическое содержание кейсов обеспечивает конкретные «осязаемые» для детей пути решения ситуации.
Воспитанников объединяет интересная, насыщенная деятельность. Они ведут партнерский диалог, задают уточняющие вопросы, выбирают партнера по взаимодействию, включаются в коммуникацию. Каждое из игровых заданий организовано так, что дети сами работают с ними, объединяясь в пары или подгруппы, выполняя игровые действия, а не пассивно воспринимают объяснения педагога.
Данная практическая деятельность позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта в формировании у воспитанников коммуникативной инициативы и самостоятельности.
В ходе проведения данной этой работы наряду с решением воспитательно – образовательных задач педагогу предоставляется уникальная возможность проанализировать уровень развития коммуникативной деятельности воспитанников. Процедура педагогического мониторинга проста и доступна.
Педагог может зафиксировать фрагменты деятельности детей в рамках проведения кейс - иллюстрации для дальнейшей обработки полученных данных, с целью проектирования образовательного процесса с учетом отставания или опережения в развитии коммуникативной деятельности каждого из воспитанников.
Анализируя видеоролики, педагог фиксирует результаты, определяет уровень и заполняет карту развития коммуникативной деятельности воспитанника с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей.
После проведения уже нескольких игровых кейсов педагогами была отмечена положительная эмоциональная реакция детей на совместную деятельность, на сюжетно ролевые игры, на деятельность которая направлена на взаимодействие. Наблюдается более активная самостоятельная инициатива, характер общения детей стал дружественный, практически на нет сошли проявления конфликтных ситуаций между детьми, присутствует самоконтроль в общении, все чаще проявляется чувство понимания и сопереживания к сверстнику.
Кейс - технология может являться идеальным помощником для педагогов детского сада - у нее есть ряд особенностей, важных для работы с детьми дошкольного возраста. Данная технология достаточно легко соединяется с разного рода педагогическими методами воспитания и обучения.
Уважаемые, коллеги предлагаем Вам использовать в своей работе кейс – технологию. Это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.