Департамент труда и социальной защиты
«Кажется, мой ребенок не говорит, потому что плохо слышит»: взгляд на проблему столичного специалиста
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок, в отличие от сверстников, либо разговаривает плохо, либо не разговаривает вовсе. Действительно, тенденция такова, что речь современных детей существенно ухудшилась. И даже нынешние школьники не умеют достаточно внятно выражать свои мысли, делают множество ошибок как в устной, так и в письменной речи. С чем связана задержка в процессах формирования речи или почему она не развивается вовсе, когда бить тревогу и к какому специалисту важно вовремя обратиться, рассказала специалист по комплексной реабилитации Кризисного центра помощи женщинам и детям Ирина Широкова.
Почему речь задерживается
Публикация «„Кажется, мой ребенок не говорит, потому что плохо слышит“: взгляд на проблему столичного специалиста» размещена в разделах
Одна из серьезнейших причин задержки речи или вовсе ее отсутствия – снижение слуха. Речь у детей со средними или небольшими потерями слуха часто появляется в более поздние сроки по сравнению со сверстниками, и при этом явно страдает ее качество.
«Выявить нарушения слуха у малыша до года сложно, так как предречевые реакции, такие как гуление и лепет, практически не отличаются от тех, которые проявляются у слышащего ребенка. Ребенок может лепетать и гулить и при нарушениях слуха. К концу первого года жизни активные реакции начинают затухать, а позже исчезают», – отмечает специалист.
Тем не менее, даже на первом году жизни ребенка наблюдательный родитель может определить, есть ли проблемы.
На что обратить внимание
«У каждого возраста свои особенности. В первую очередь насторожить должен тот факт, что месячный ребенок никак не реагирует на неожиданный или громкий звук. Например, при резком хлопке он не вздрагивает, не моргает», – рассказывает Ирина.
В трехмесячном возрасте и старше ребенок не реагирует на источники шума: не поворачивает голову в сторону звука, не реагирует на игрушки, издающие звуки, не успокаивается под музыку или пение, не улыбается в ответ на взаимодействие с взрослым, не прислушивается к разговорам.
К концу девятого месяца жизни у ребенка, не имеющего нарушений слуха, должна сформироваться ответная реакция на собственное имя. Постепенно лепет плохо слышащего малыша становится монотонным. Для привлечения к себе внимания ребенок не использует свой голос.
Ребенок от года и старше, у которого имеются слуховые нарушения, не пытается говорить, имитируя звуки и односложные слова. У него отсутствует интерес к бытовым звукам, музыке. Во время игр он не вокализирует свои действия произнесением звуков или звукосочетаний.
Доверьтесь специалистам
«Если вам показалось, что малыш не реагирует на звуки, не ставьте диагноз самостоятельно, понаблюдайте за ним. Возможно, отсутствие ответной реакции сиюминутно и означает, что именно в данный момент малыш просто не обращает на них внимания, и это не связано с нарушением слуха», – предупреждает специалист.
Помимо диагностирования звуковых реакций, обратите внимание и на физические проявления слуховых нарушений. Например, малыш может всем своим видом демонстрировать дискомфорт при громких звуках, плакать, закрывая уши. Или же ребенок трет уши, бьет по ним в случае, если испытывает болевые ощущения. В этом случае речь может идти о воспалительном процессе, который требует незамедлительного лечения.
Такие проявления также могут говорить о нарушениях слуха у ребенка. Слух имеет важное значение в период формирования речи, которая развивается поэтапно. Сначала каждый ребенок знакомится со звуками, позже учится понимать значение слов и далее пробует говорить самостоятельно. И в этот период любые нарушения слуха негативно отражаются на процессах развития речи, что впоследствии может привести к задержке психического развития.
Если вы заметили какие-либо из перечисленных признаков снижения слуха, очень важно обратиться к специалисту. Вовремя выявленные нарушения помогут провести диагностику и разработать план специальных занятий, которые помогут малышу научиться воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется реабилитационная работа с ребенком, тем выше вероятность того, что он сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.
В случаях, если улучшить качество слуха не представляется возможным, важно не допустить его ухудшения. Обращайтесь к специалистам по комплексной реабилитации Кризисного центра помощи женщинам и детям, которые составят индивидуальный план работы с ребенком согласно установленному диагнозу и помогут малышу нормально развиваться, не отставая от своих хорошо слышащих ровесников.