Кубрак Наталья Петровна
Отчет об экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание.
В Федеральном Законе «Об образовании» в Российской Федерации в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно исследовательская деятельность, которая входит в число специфических детских видов деятельности, а значит, как утверждает А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка.
Темочки:
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Детское экспериментирование – широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно с игрушками. Оно связано со всей детской деятельностью : игры, занятия, прогулка, сон, приём пищи, рисование, ручной труд.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребёнка – склонность к экспериментированию – есть наиважнейшая задача педагогов.
Работая с детьми нашей группы мы стали замечать заинтересованность воспитанников к экспериментальной и исследовательской деятельности.
С этой целью в группе создается доступная развивающая предметно - пространственная среда соответствующая требованиям ФГОС ДО. С помощью родителей мы значительно пополнили зону экспериментирования коллекцией камней, семян, ракушек, элементарным оборудованием, энциклопедиями и развивающими играми. Совместно с родителями была проведена мини - викторина «Что мы знаем о космосе».
В ходе общения или беседы с детьми «всплывали» какие - либо проблемы, которые требовали решения. Дети с помощью воспитателя решали их путем экспериментирования в области биологии, химии, геологии или физики.
С помощью экспериментов ребята узнали :
-Как образуются облака?
- Почему они разные?
- Как сделать радугу своими руками?
- Почему дует ветер?
- Как растут кристаллы?
- Почему бывают день и ночь? и т д.
С детьми проводились опыты в игровой форме с компонентами неживой природы. На занятиях воспитанники превращались в «учёных», изучающих различные природные объекты, взаимодействия в природе. Они работали в маленькой лаборатории, надевали халаты, бейджики, шапку бакалавра, что повысило заинтересованность детей. Очень понравилось детям занятие «Волшебница вода», «Волшебник – невидимка воздух», «Волшебница Земля», которые полностью состояли из элементарных опытов.
Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в проектно - исследовательской деятельности, в мастер - классе «История Золушки», где с помощью различных опытов, помогали главной героини выполнить задания злой мачехи, которая провела Неделяева Л. Н.
Из выступления Кубрак Н. П. родители узнали, что для показа опыта можно использовать мнемотаблицы и алгоритмы; какие эксперименты можно провести дома.
В нашем МДОУ ежегодно проходит смотр - конкурс «Огород на окне». В этом году дети совместно с родителями сажали семена и ждали, когда появятся ростки. Результаты экспериментов заносили в дневник наблюдений. Сколько же радости это приносило ребятам!.
Дети нашей группы вырастили салат, базилик, укроп, петрушку, лук и чеснок для еды. Наблюдали за пшеницей, бархатцами, овсом, морковью, картофелем, редисом и фасолью. Рассаду томатов и огурцов высадили в теплицу. Огород «Маши и Миши», а так он назывался, превратил наших ребят в самых настоящих знатоков - огородников.
Таким образом в ходе нашей работы с детьми было опробовано использование элементарных опытов и экспериментов в экологическом воспитании дошкольных. Использование элементарных опытов и экспериментов стимулирует интерес детей к природе. Опыты помогают уяснить, что в природе всё со всем взаимосвязано. Также они помогают понять на первый взгляд сложные явления природы. Экспериментирование имеет большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. С его помощью дети начинают понимать как ранима природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.
Специально организованная экспериментальная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную деятельность.