Зоя Николаевна Лупонос
«Казачьи посиделки». Итоговое интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Казачьи посиделки!
Цели: совершенствование речи детей.
Задачи: Образовательные – закреплять умение определять местоположение звука в слове; упражнять в делении слов на слоги; определять первый звук слова; образовывать относительные прилагательные от существительных, закреплять понятия «предмет» «признак предмета», «действие предмета», продолжать знакомить с понятием – предложение.
Воспитательные – воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца; развивать личностные качества – взаимопомощь и взаимовыручку в затруднительной ситуации.
Публикация «„Казачьи посиделки“, Итоговое интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и обучению грамоте» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивающие – развивать навыки творческого рассказывания, развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
• Речевые способности, связанные с коммуникативными функциями речи (совместное планирование действий в речевом общении, умение передавать содержание придуманного)
• Речевые действия и способности, связанные с регулятивными функциями речи – умение подчиняться правилам и следить за этим на основе самостоятельного речевого планирования.
• Умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане.
Данное занятие - занятие практического применения знаний, умений. Для знакомства детей с правилами составления Синквейнов, в течение учебного года проводились игры, в процессе которых шло знакомство с понятиями «предмет» «признак предмета», «действие предмета», «предложение».
Дети учились работать с таблицами и пересказывать, а те дети, которые могут печатать, сами записывали синквейны.
Ход занятия
Зал стилизован под казачью горницу (плетень, печь, на печи блюдо с пирожками, сундук, этажерка, прялка). Детей встречает казачка.
Казачка (учитель-логопед): Готовилась к приёму гостей, закрутилась как «зинчик» – уже и на улицу выглянуть некогда. Что за погода хоть на дворе, ребятушки?
Дети: Читают стихи о весне по цепочки:
«Весна»
Весна пришла по снежному
По влажному ковру
Рассыпала подснежники
Посеяла траву
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла
Березового соку
Ребятам раздала
В берлогу заглянула
«а ну вставай медведь»
на веточку дохнула –
пора зазеленеть.
Теперь весна – красавица
Зовет со всех концов
Гусей стрижей и аистов
Кукушек и скворцов.
«АПРЕЛЬ»
Мы раскрыли окна
Распахнули дверь
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель
Забурлил ручьями
Зазвенел, запел
Первыми скворцами
На березы сел.
Казачка (учитель-логопед): какие вы, молодцы, о погоде мне стихами рассказали!
Воспитатель - казачка: Спасибо за похвалу, мы очень много знаем стихов о погоде, о животных, и сами умеем сочинять стихи нерифмованные – называются СИНКВЕЙН.
Казачка (учитель-логопед): Синквейн – что это такое Максим?
Дети (Максим): Синквейн – это нерифмованное стихотворение
Казачка (учитель-логопед): Слово то, какое «мудреное», не иностранное неверное?
Дети (Вика): Синквейны придумали во Франции и означает оно 5 строк.
Казачка (учитель-логопед): очень интересно, научите меня?
Воспитатель - казачка: конечно научим, правила очень простые:
Правила составления синквейна
1 строка – одно слово. Слово, обозначающее предмет
2-ая строка – два слова. Слова - признаки
3-я строка – три слова. Слова - действия
4-ая строка – 4-5 слов. Предложение по этой теме
5-ая строка – то, что мы представляем, когда слышим слово-предмет
(по ходу объяснения составляют синквейн о ВЕСНЕ)
Казачка (учитель-логопед): Ой, как интересно, я поняла, что синквейны можно составлять о чем угодно? Давайте еще составим весенние синквейны например о деревьях, о цветах? (работа в парах – составление стихов. 1- подгруппа с учителем- логопедом, 2- подгруппа с воспитателем).
Дети: рассказывают или зачитывают синквейны:
1. Цветы
нежные, красивые.
пахнут, цветут, радуют.
Вксенние цветы радуют нас.
Праздник!
2. Деревья
Высокие, зеленые.
растут, шумят, укрывают.
Под деревом качели.
Люблю лазать по деревьям!
Казачка (учитель-логопед): какие вы, молодцы казачки да казачата! Такие красивые стихи – синквейны весенние сочинили!
- Я для вас угощение приготовила пирожки: становитесь в круг.
Дидактическая - динамическая пауза
«Пирожки»:
Пирожков я напекла (дети идут по кругу)
Не больших, ни маленьких. (Поднимаются на носочки, приседают)
Из пшеничной из муки,. (имитируют лепку пирожков)
Всем на радость сладеньких. (Разводят руки в стороны, наклоняются)
Вкусные, душистые (потирают руки, делают глубокий вдох)
С коркой золотистою (прыжки на одной ноге)
Подбегайте, не зевайте (идут по кругу в припрыжку)
Пирожки вы выбирайте.
Ирина Кошевец.
Казачка (учитель-логопед): берите ребятки по пирожку, начинка в пирожках разная, посмотрите (пиррожки из соленого теста, на нижней стороне приклеена картинка-начинка) да скажите, что кому положила я в пирожок и назовите первый звук в слове – начинке.
Дети: по очереди называют слово и определяют первый звук.
Казачка (учитель-логопед): По казачьему обычаю, после угощения всегда делились новостями, расскажите хлопцы да девчата какие новости у нас в станице?
Дети: по очереди рассказывают «новости» - скороговорки.
Казачка (учитель-логопед): Спасибо за новости ребята, я вам подарочки памятные приготовила …. Ох, это не они, это внучата ко мне в гости приходили и оставили свои игрушки. Поможете расставить их на полочки, в определенном порядке? На первую полку, игрушки в названии которых – один слог; на вторую полку – игрушки, в названии которых два слога; на третью полку игрушки, в названии которых три слога.
Дети: выбирают игрушку из корзины, определяют, сколько слогов в слове и ставят на полку.
Казачка (учитель-логопед): А вот и подарочки для вас, книжки, авторами которых стали вы сами (задания по лексическим темам и обучению грамоте). Ведь за прошедший год вы проделали такую огромную работу. Даже сегодня показали, как вы умеете:
• Сочинять стихи – синквейны;
• Красиво рассказывать стихотворения и скороговорки;
• Делить слова на слоги;
• Определять место звука в слове;
Продолжайте развиваться, пополнять багаж знаний и никогда не сдавайтесь. Ведь вы юные казачата, а значит терпеливые, упорные…
Дети: исполняют песню «Эх казачата»
Анализ:
- поставленные цели достигнуты, задачи реализованы при активном вовлечении в учебный процесс детей, временные рамки выдержаны;
- процесс освоения учебного материал строился на самостоятельной мыслительной активности и практической деятельности детей;
- созданные проблемные ситуации способствовали формированию у детей способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении новых задач;
- визуализация представляемого материала обеспечивает наглядность, четкое однозначное восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации;
- для восстановления работоспособности, осуществляли смены активной интеллектуальной деятельности психическим расслаблением, используя активные физические игры;
- осуществлялось взаимодействие детей и педагога в процессе совместной творческой деятельности;
- повысилась: речевая активность; желания свободно высказываться; коммуникативные навыки, умение работать в команде, что способствовало установлению межличностного доверия, развитию эмпатии и интереса к партнерам по общению;
Приложение1
1 строка – одно слово.
Слово, обозначающее предмет
2-ая строка – два слова.
Слова - признаки предмета
3-я строка – три слова.
Слова - действия предмета
4-ая строка - 4-5 слов.
Предложение по этой теме
5-ая строка – то, что мы представляем, когда слышим слово-предмет