Попкова Виктория Вячеславовна
Картотека игр и упражнений с использованием моделей и схем
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений с использованием моделей и схем
Публикация «Картотека игр и упражнений с использованием моделей и схем» размещена в разделах
Карточка № 1
Какую пуговицу потерял Рассеянный?
Цель: учить детей использовать операции кодирования и декодирования при решении задач.
Для решения задачи требуется 16 код Детям предлагают заглянуть в «бабушкину шкатулку» с пуговицами. Затем проводятся упражнения в классификации. Делается вывод: пуговица может быть зеленой, желтой или синей; с одной, двумя или четырьмя дырками; большой или маленькой.
Теперь дети готовы к работе над задачей:
«Рассеянный потерял пуговицу: она не зеленая и не желтая, не с одной и не с двумя дырками, не большая».
Решение задачи:
Ответ: Рассеянный потерял синюю, с четырьмя дырками, маленькую пуговку.
Не менее интересно найти указанную пуговицу среди других. Всего в наборе 18 пуговиц (3*3*2).
Карточка № 2
Где чей домик?
Цель: учить детей использовать операции кодирования и декодирования при решении задач.
Три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф – построили три домика вдоль дороги. Ниф-Ниф поселился не во втором и не в третьем домике. Нуф-Нуф – не в третьем, а Наф-Наф – в третьем. Кто в котором домике живет?
Для решения нужны шесть кодовых карточек и картинки с персонажами сказки:
Решение задачи:
Ответ: Ниф-Ниф живет в первом домике, Нуф-Нуф – во втором, Наф-Наф – в третьем.
Карточка № 3
Когда приедет мама?
Цель: учить детей использовать операции кодирования и декодирования при решении задач.
Мама уехала в командировку. В понедельник она позвонила домой и сказала: «Сегодня, завтра и послезавтра я не приеду. В пятницу и следующие два дня обещают снегопад – будет нелетная погода». Но мама забыла сказать, в какой день она приедет.
Задача решается с помощью 14 кодовых карточек :
Решение задачи:
Ответ: Мама приедет в четверг.
Также можно использовать знакомую детям модель, применив знак логического отрицания.
Карточка № 4
Всем ли девочкам хватит конфет?
Цель: учить детей решать задачу, используя опосредованное сравнение, как один из способов сравнения множеств.
Дети рассматривают рисунок и узнают знакомую им жизненную ситуацию. Всем ли девочкам хватит конфет? Как это узнать? Наложить, приложить нельзя. Ребята пробуют считать. Получаются разные ответы: выйти за десяток пока еще трудно. Кто-то предлагает использовать фишки (эквиваленты). Воспитатель одобряет этот способ, но фишек на столе нет. И наконец, всеобщее одобрение вызывает предложение «раздать» конфеты с помощью линий. Дети рисуют линии, устанавливая, таким образом, взаимнооднозначные соответствия.
Ответ готов – конфет хватит всем. Их оказалось даже больше, чем нужно: одна конфета лишняя.
Карточка № 5
История про трамвай
Цель: познакомить детей со свойством тройки смежных чисел.
Дети рассматривают рисунок и с интересом слушают историю, рассказываемую воспитателем:
«В трамвае ехала одна девочка. На следующей остановке в трамвай вошла еще одна девочка. Их стало две. Потом вошла еще одна – их стало три».
Воспитатель предлагает придумать похожую историю, но с другими числами (по другой схеме). Дети легко справляются с этой задачей
«Чем похожи эти истории?» - спрашивает воспитатель. «В историях по три числа», «Числа идут по порядку, друг за другом», «Каждое следующее число больше предыдущего на один», - отвечают дети. Воспитатель привлекает их внимание к свойствам смежных чисел: «Число 2 больше числа 1, но меньше 3», «Число 2 больше числа 1 на один, но меньше 3 на один».
Карточка № 6
Кто следует за тобой?
Цель: закрепить представления о прямой и обратной последовательности и местом чисел в натуральном ряду, об отношениях между числами.
«Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.
Наведи порядок, пользуясь стрелками»
Стрелка направлена от меньшего числа к большему. Что это означает? Это означает, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена.
Заполнить схему ребенку помогают вопросы: «О чем говорит эта стрелка? На кого она показывает? Кому и что она говорит?» Дети обсуждают порядок следования чисел.
«Числа поняли, что живут они по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее число больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего тоже на один».
В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка, где используются цифры.
Картотека мнемотаблиц.
Мнемотехника — это наиболее значимая и эффективная система различных приёмов, позволяющая детям легче воспринять и переработать зрительную и слуховую информацию, сохранять и воспроизводить её путём образования дополнительных ассоциаций.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов в своей работе я использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. Овладение приемами работы с мнемотаблицами строится от простого к сложному, и значительно сокращает время обучения.
Серия мнемотаблиц «Расскажи-ка!»
Серия мнемотаблиц «Расскажи сказку»
Серия мнемотаблиц «Расскажи стихотворение»