Манохина Светлана
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Родительское собрание — круглый стол во 2 младшей группе на тему: «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста».
Цели:
1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности, становление детской личности.
3. Выявить причину капризов и упрямства
4. Подобрать рекомендации по данной проблеме
Публикация «Консультация для родителей „Капризы и упрямство детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
5. Повысить знания родителей по преодолению упрямства и капризов ребенка.
Вступительное слово воспитателей.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Притча
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая". А сам думает: "Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках". Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети.
Организационный этап.
В воспитании надо основываться на единых требованиях:
*Будьте к своему ребенку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться.
*Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуйте вникнуть в ситуацию.
*Покажите ребенку хороший пример.
Сегодня мы бы хотели более подробно поговорить о первом правиле. Очень часто бывает так, что родители не могут справиться с капризами и упрямством своих детей, нежеланием что-то делать или желанием что-то сделать вопреки всему. Ситуация довольно распространенная и как найти выход из нее мы сегодня с вами и обсудим.
Мы хотим предложить вам несколько типичных ситуаций
Ситуация для анализа.
Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама пытается помочь своему ребенку и надевает на него колготы сама. Мальчик снимает колготы и поднимает крик: «Сам, сам! Сам!».
Вопросы:
• Бывают ли подобные ситуации у вас?
• Как вы выходите из них?
• Что бы вы посоветовали маме?
Ситуация для анализа.
Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно выказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
• Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.
• В чём причины такого поведения ребёнка?
• Были ли у вас подобные ситуации?
• Как вы из них выходили?
Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
Как предотвратить упрямство и капризы? Прежде чем ответить на данный вопрос, мы хотим предложить вам мини-игру. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребенок не слушается, не хочет одеваться, кушать, собирать игрушки. Когда мы просим его об этом, малыш начинает плакать. Сейчас мы попросим вас разделиться на две команды: команда детей и команда родителей. Мы разыграем типичные ситуации и попытаемся найти выход из положения, когда ребенок капризничает.
Ситуации для решения:
1) Малыш, уходя из детского сада, не слушает маму, не хочет одеваться, плачет, кричит. Как поступить маме?
2) Мама просит ребенка собрать за собой игрушки, он отказывается. Что делать?
А сейчас мы бы хотели дать вам несколько советов, как поступить, если ребенок капризничает :
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Предлагайте ребенку выбор, который устраивает Вас.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних. Старайтесь решить проблему самостоятельно. Лишнее внимание для ребенка – повод капризничать.
7. Если ребенок капризничает, не слушается Вас- оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
11. Не хвалите ребенка если: что-то достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум, из жалости или желания понравиться.
12. Хвалите ребенка: за поступок, за свершившееся действие. Не применяйте в воспитании шантаж. Многие родители шантажируют ребенка словами: "Не замолчишь, любить не буду. "; "Не перестанешь плакать, не дам игрушку. ". Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте : "Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться. "; "Уйду из дому, если будешь ругать за двойки. ". А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.
13. Всегда следуйте выбранной тактике. Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда ребенок начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.
Ведущий: Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом. Итак, что же мы положим в свою копилку педагогических идей.
Упражнение "Копилка педагогических идей"
- Понять, что это временно.
- Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
- Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
- Пересмотреть свою систему запретов и разрешений.
- Используйте игру "Наоборот"
- Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: "Какую кофту ты наденешь красную или синюю".
- Поддерживайте стремление к самостоятельности.
- Быть всем членам семьи единодушными в воспитании.
- Не следует говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
- Большую роль играет положительный пример взрослых.
- Развивать таланты, играть с детьми.
Ведущий: Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих: в нашем диктате, попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка, и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребё нку: "Я тебя люблю, мы вместе, рядом, и мы всё преодолеем", и как сказано было в начале в притче "Всё в твоих руках".
Мы надеемся, что этот круглый стол оказался для вас полезным, и вы получили ответы на вопросы, которые у вас возникли. Сейчас мы бы хотели попросить вас выразить свое мнение об этой встрече.
Рефлексия «Цветок». Всем участникам раздаются листы бумаги и фломастеры, и предлагается нарисовать любой цветок.
Купил как-то человек в цветочной лавке семена одного цветка, принес домой, посадил, а через время у него выросли совершенно разные цветы. Он пришел к продавцу, чтобы выразить свое недовольство, на что продавец ему ответил: «У Вас вырос замечательный цветник, просто полюбите его». Дорогие наши родители, мы с вами, как этот цветник, совершенно разные, но в одном мы похожи – мы желаем нашим детям только добра. Давайте же растить наш «цветник» в мире, единстве и согласии. Спасибо за внимание!