Лариса Кубрак
«Калина красная». Конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Калина красная»
конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни
Цель
Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Форма работы с детьми : познавательно - исследовательская деятельность.
Форма организации : групповая.
Публикация «„Калина красная“, Конспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.
Задачи
Развивающие:
Расширять словарный запас: лаборатория, лаборант.
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные:
Формировать умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно);
Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
Обучающие:
Расширять и обобщать представление детей о калине и ее лекарственных свойствах;
Формировать умение анализировать результатам эксперимента (опыта).
Формировать у детей умение самостоятельно находить способы решения задач, переносить приобретенные умения в новые условия.
Оборудование и материалы: ягоды калины (натуральные, магнитная доска, фотографии калины и рябины, письмо от Бабы Яги, алгоритм проведения опыта, блюдца, ложечки, мокрые салфетки на каждого ребенка, сосуд для измерения миллилитров, конверт для отправки письма, звукозапись музыкальной игры «На горе – то калина», ИКТ: презентация слайдов.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
- проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;
- самостоятельность в исследовании и сравнении различных объектов;
- активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
- инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
- способность эмоционально сопереживать героям сюжета;
- способность планировать и согласовывать свои действия;
- готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
- владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем;
- способность доводить начатое дело до конца;
- умение анализировать результаты собственной деятельности, выявлять трудности, передавать свои впечатления. Делать выводы, умозаключения.
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности : игровой, двигательной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной.
Ход познавательно-исследовательской деятельности
Мотивация на совместную деятельность :
Воспитатель вносит в группу на подносе веточки калины, прикрытые платком: Ребята, отгадайте, какой сюрприз я вам сегодня приготовила? (выслушивает варианты ответов детей). Как вы думаете, что лежит под платком? (выслушивает варианты ответов детей). А вы хотите узнать, что здесь лежит? (выслушивает варианты ответов детей). Тогда отгадайте загадку - подсказку:
Кустом в лесу, в саду растет.
И белым зонтиком цветет,
Созреет красной, как малина,
Но это горькая (открывает поднос с веточками калины)
Актуализация знаний детей:
Это калина! А что вы знаете об этом растении? (выслушивает варианты ответов детей).
На какое растение она похожа и чем? (выслушивает варианты ответов детей). На магнитную доску выставляются рисунок калины и рябины (смотри приложение). Посмотрите, чем похожи эти два растения? А в чем их отличия? (выслушивает варианты ответов детей).
А слышали ли вы когда-нибудь о лекарственных растениях? Что это за растения? Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей).
Введение новых знаний:
Из лекарственных растений приготавливают отвары, настойки, прикладывают листики на больное место (рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов). Калина – это тоже лекарственное растение. Калина растет в наших садах и огородах, иногда – это кустарник, а иногда – дерево. Плоды калины ценны прежде всего высоким содержанием витамина С. Многие садоводы не хотят выращивать калину из-за горечи ее плодов. Да, плоды калины горькие, но после заморозка горьковатый вкус плодов исчезает. Сок сырых плодов рекомендуется как наружное средство от прыщей и веснушек. Теплый отвар плодов с медом помогает от простуды, кашля. Свежие плоды и их настои полезны при заболеваниях желудка. В целом плоды калины — высоковитаминное общеукрепляющее средство, поэтому люди собирают ее и заготавливают на зиму. Кроме того - калина очень красивое дерево, поэтому художники изображали ее в своих произведениях, а люди сочиняли стихи, песни и даже игры. А вы знаете какую – нибудь игру, где есть слово «калина»? Хотите ее вспомнить?
Тогда я предлагаю вам сейчас в нее поиграть. Выходите на ковер и вставайте в круг.
Физкультминутка – музыкальная игра «На горе – то калина»
(Звучит музыкальное сопровождение, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Сюрпризный момент: по окончанию игры в группу приносят конверт с письмом от Бабы Яги
Воспитатель вскрывает его и читает: «Дорогие детишки, хотела прийти к вам в гости, но что-то прихворнула я, миленькие, голова что-то болит, кашляю, температура высокая… Не знаю, что мне делать, аптеки – то в лесу нет…».
Проблемный вопрос:
Воспитатель: «Дети, что же делать? Баба Яга разболелась…»
Воспитатель организует диалог. Постараться подвести детей к тому, что Бабу Ягу можно вылечить целебным соком калины. (выслушивает все предложения воспитанников и, если никто из детей не предложил выжать сок из ягод калины, то к этому их подводит воспитатель).
Воспитатель: «Правильно, ребята, мы можем приготовить сок из ягод калины и выслать ее баночку». Хотите ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель ставит гипотезу: «Ребята, а как вы думаете, мы сможем приготовить сок из калины в группе? Как это можно сделать?» (выслушивает варианты ответов детей) А хотите попробовать? Давайте пройдем в нашу лабораторию и попробуем из ягод калины добыть лекарственный сок. Пока дети проходят в «лабораторию» воспитатель задает вопрос: «А как вы думаете, кто такие лаборанты? Чем они занимаются? (выслушивает ответы детей)
Детям предлагается следующий алгоритм (смотри приложение) :
1 – блюдце накрывается куском марли
2 – при помощи ложечки взять ягоды из тарелки
3 – выложить ягоды на блюдце, накрытое марлей
4 – выжать сок
5 – вылить сок в банку
6 – протереть руки влажной салфеткой
Воспитатель: что у нас получилось? Какого сок цвета? Какой у него запах?
Рефлексия:
Воспитатель: «У нас всё получилось, а главное, что вы все помогли Бабе Яге. Ребята, вам понравилось делать сок?
(Педагог побуждает детей к речевой активности)
Чему вы сегодня научились? Что новое узнали о калине? Что для вас было самым трудным?
Теперь мы можем выслать баночку с соком Бабе Яге вместе со схемой сока, а если кто-то хочет познакомить и рассказать об этом растении дома, то вы можете нарисовать калину самостоятельно и рассказать о ее лекарственных свойствах дома.