Татьяна Смирнова
Занятие в рамках кружка «Календарь оберегов. Традиционная тряпичная обереговая кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края.
Задачи:
Ознакомить-
с темой «Обереги и календарь оберегов»,
с особенностями изготовления оберегов.
Способствовать –
сохранение, возрождение и развитие местных традиций;
Публикация «Занятие в рамках кружка „Календарь оберегов, Традиционная тряпичная обереговая кукла“» размещена в разделах
- Календарь народной куклы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
развитию эстетического и художественного вкуса;
развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Продолжительность занятия : 40 минут.
Тип занятия : комбинированный.
Оборудование и материалы:
1. Носовые платки по количеству детей.
2. Вата или другой наполнитель.
3. Нитки плотные хлопчатобумажные или льняные.
4. Ножницы.
5. Картонный круг с оберегами.
6. Иллюстрации народных кукол.
7. Изображение земледельческого календаря.
Ход занятия
I. Организационный этап:
– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места.
– Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»!
И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить.
– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
( Ответы детей: «Кукла»)
Сообщение темы и цели:
– Правильно!
О народных куклах сейчас вам расскажу.
- А теперь прошу вас обратить внимание на то, что находится у меня на столе. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
- Совершенно верно! Это обрядовые обереговые куклы.
– А вам знакомо слово «обряд»?
– Обратите внимание, какие разные куколки представлены здесь. У меня вопрос: а почему они расположены по кругу и в таком порядке?
– Когда использовали эти куклы?
- Верно. Как любое действо изготовление народных тряпичных кукол опиралось на различного рода важные даты или праздники, события.
II. Основная часть:
Существует календарь изготовления традиционной тряпичной куклы. Давайте попробуем определить, с чем было связано изготовление каждой куклы.
19 января – Крестец. Чтобы при священном омывании 19 января злые силы не вселились в кого-нибудь, делали куклу-заменителя – Крестец, и втыкали её в снег на краю проруби.
Февраль-март. Кукла-масленица. Делалась она очень просто, очень похоже на многие другие. Дети играли в неё всего неделю, после чего маленькую Масленицу сжигали вместе с большим чучелом Масленицы.
Сорок делали ко Дню памяти сорока севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии в 320 году при Лицинии. Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю). В этот день по народному календарю зима кончается, а весна начинается.
23 апреля. Толстушка-костромушка. Её ещё называют женской сутью. Это оберег от одиночества, призванный вернуть женщине плодородие. 23 апреля (цветеня) считался Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Май. Кукла Доля, Долюшка. Куколка на счастье. Помогает найти свой жизненный путь. А ещё считается, что чем длиннее её коса, тем больше у вас будет счастья. Долю нельзя дарить и позволять её трогать кому-либо. Это только ваша доля.
17 июня. Кукла Травница. Почему Травница? Потому что в июне уже созревали лекарственные травы. Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбели младенца. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять
29-30 августа. Крупеничка. Эту куколку набивали крупой и дарили на Коляду, Рождество и праздники, связанные с урожаем. А 29 августа Ореховый (Хлебный) Спас.
Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
14 октября. Десятиручка. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов.
Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т. д.
Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
27 ноября. Кукла Филипповка. Её дарили хозяйке для помощи во всех делах, отдавая дань непростому женскому труду. Считалось, что она оберегает руки женщины от усталости, травм и облегчает женский труд. Куколку ставили в то место, где чаще всего находилась женщина.
22 декабря. Спиридон-солнцеворот. Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены.
Спиридон поворотом колеса может полностью изменить Вашу жизнь, направив ее в нужную сторону.
7 января. Коза. Символ богатства, обильного урожая, здоровья и жизнеспособности. Делают её на Святки. Считалось, что она помогает заложить образы новой жизни, в которой сбываются наши желания.
Предлагаю вам сделать такого очаровательного зайку. Такого зайчика-на-пальчик много веков назад делали наши мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки, он был не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребёнку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же уши такие длинные.
Зайчик-на-пальчик делается очень просто.
– Сейчас внимательно рассмотрите зайчика и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.
( Ответы детей: «Ткань, нитки, вата.»)
Нам понадобится:
- прямоугольный кусок ткани (в нашем случае – это носовой платочек);
- нитки для завязывания и набивка.
Шаг 1.
Кусок ткани складываем пополам вдоль длинной стороны.
Шаг 2.
Складываем угол ткани, вгибая его внутрь.
Шаг 3.
Завязываем ниткой ушки зайчика.
Шаг 4.
Вкладываем набивку, не очень много, для головы.
Шаг 5.
Завязываем ниткой. Нитку лучше взять длинную и оставить два длинных конца. Позднее мы их используем для обвязки туловища и ручек нашего зайки.
Шаг 6.
Нижний кусок материала загибаем по сторонам и скатываем (3-4 закрутки).
Шаг 7.
Закрутку поднимаем вверх к голове – это ручки зайчика.
Шаг 8.
Обматываем туловище и ручки нитками, оставшимися ранее: крест на крест, и на поясе 2 раза. Это самая сложная операция.
Ручки на запястьях тоже надо обмотать нитками.
Вот и всё, наш зайчик готов. Можно одевать его на пальчик и играть с ним.
IV. Заключительная часть
Рефлексия.
- А теперь оденем зайчиков на пальчики. Я предлагаю каждому показать своего зайчика и рассказать о своих впечатлениях и о том, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!