Ольга Руденко
Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка учебой и не травмировать его»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители пытаются понять, как же заставить ребенка учиться. Секрет в том, что не нужно заставлять. Обучение, познание мира — это то, чем дети заняты постоянно, без наших пряников и кнутов. Нужно только поддержать их стремление к новым знаниям и направить его в нужное русло.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
организация режима дня;
контроль за выполнением домашних заданий;
приучение детей к самостоятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Как заинтересовать ребенка учебой и не травмировать его“» размещена в разделах
Организация режима дня позволяет ребенку : легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т. е. укрепляет здоровье.
Точный распорядок занятий — это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т. д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т. д.
Контроль за выполнением домашних заданий.
Рекомендации родителям по ликвидации неуспеваемости:
1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф, за который получена «2». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.
5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.
7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день.
8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные.
9. Не оценивайте ребенка. Почему первоклассникам не ставят оценки? Вы не задумывались? Учителя используют наклейки или печатки-звездочки. Да потому что малыши еще не привыкли к тому, что их усилия могут иметь цифровой оценочный эквивалент.
Они ждут от взрослых похвалы, а не троек, четверок, пятерок.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило — начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
А теперь о полезных привычках, которые помогут школьнику не только получать хорошие оценки, но учиться с удовольствием:
Здоровое отношение к ошибкам
Чтобы процесс обучения превратился из рутины в развлечение, прежде всего начните обсуждать ошибки. Во многих школах учителя не имеют возможности разобрать ошибки каждого ученика, поэтому только ругают детей, и чаще всего — перед всем классом. Интереса к учебе это не добавляет. Но ситуацию можно исправить!
Ребенку будет легче справляться с критикой и спокойно реагировать на замечания, если дома вы научите его, что ошибки — это не страшно и не стыдно. Покажите пример: рассказывайте вслух о собственных маленьких ошибках — на работе или в бытовых делах — и анализируйте их. Потом переходите к ошибкам ребенка. Хвалите его за обсуждение и особенно за то, что он нашел причину и сделал вывод.
Атмосфера — прежде всего
Получать удовольствие от учебы и получать хорошие оценки — это не одно и то же. Порой отличниками становятся дети, которые совсем не любят учебу. Не так важно, что будет написано у вашего ребенка в дневнике. Важнее то, какие впечатления он принесет с собой из школы. Поэтому учите его радоваться каждому дню, уважать окружающих и их труд, ценить каждое мгновение и искренне благодарить людей.
Таблица долгосрочных целей
Краткосрочную мотивацию используют почти все родители : «пока уроки не сделаешь, гулять не пойдешь», «пока задачу не решишь — приставку не получишь», «напишешь сочинение — купим мороженое». Но со временем такой способ мотивации перестает работать.
Для успешной учебы и последующей жизни важнее, чтобы ребенок научился ставить собственные долгосрочные цели. Заведите специальную таблицу задач. «Назначьте» всем заданиям и достижениям баллы и вписывайте заработанные оценки в эту таблицу. Например, за хороший результат на контрольной ребенок может получить 20 баллов, за небольшую помощь в уборке — 5 баллов, за прочитанную книгу — 10 баллов.
В конце месяца пусть ребенок выберет, на что он хочет потратить накопленные очки. Только «цена» должна быть ему заранее известна. Например, за 100 баллов можно отправиться в зоопарк, а за 15 — купить любимые сладости. А можно «отложить» часть баллов и к концу года накопить 500 очков на радиоуправляемый вертолет. Важно, чтобы малыш в любом случае что-то получил. И пусть у него будет много наград совершенно разных по значимости и реальной стоимости.
Зов природы
Гуляйте каждый день, возродите старую привычку собирать гербарий, наблюдайте за облаками и просто дышите воздухом. Конечно, если у вас подросток, его будет сложнее приучить к прогулкам, но ничего невозможного нет. Можно превратить это в модное увлечение. Вместо обычного гербария стоит завести свой аккаунт, посвященный макросъемке необычных растений. Разглядывание облаков замените на бердвотчинг — наблюдение за птицами — для него даже существуют специальные приложения, в которых участники отмечают новые виды, которые встретились им в жизни.
Планирование на день
Чтобы ребенок действительно достигал поставленных целей, нужно помочь ему с тайм-менеджментом. Это слово кажется очень «взрослым», но детям тоже важно управлять своим временем.
Когда будете писать свой план на день, покажите его ребенку. Помогите ему создать собственное расписание. Пусть он сам все напишет, а вы только подскажете, как скорректировать план. Объясните, как расставлять приоритеты и определять значимость различных занятий. Запишите и общие дела: долгий вкусный ужин, семейный просмотр кино. Да, развлечения тоже нужно запланировать, чтобы график не состоял из одних только обязанностей. В конце дня проанализируйте вместе, что он успел, что нет и почему.
Чтение вместо социальных сетей
Чтобы ребенок искренне полюбил чтение, он должен перенять эту привычку в семье. Невозможно объяснить детям, что чтение полезно и увлекательно, если мама с папой месяцами не берут в руки книг, а вместо этого проводят все свободное время со смартфоном в руках. Пока малыш не умеет или только учится читать сам, можно читать ему вслух, это тоже полезно. Потом стоит читать вместе, обсуждая прочитанное на прогулке.
Настольные игры как хобби
Настольные игры помогают учиться. Заведите традицию играть по выходным или вечером после работы в «Монополию», «Эрудит» или более необычные современные игры. Можно проводить эти игры исключительно в семейном кругу или приглашать друзей. Важно только не увлечься и следить, чтобы игры были интересны в первую очередь ребенку.
Детям важно, чтобы мы, взрослые, поддержали их на непростом пути познания мира!