Наталья Малейкина
Консультация для родителей «Как эффективно заниматься с ребенком дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и ничего не хочет делать. Ребёнок при организации занятий дома проявляет нежелание заниматься. Родитель ходит за ним по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление, хотя бы какого то интереса. И это довольно распространённая проблема. Чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем она стоится хуже. Чтобы сделать занятия эффективными – вот несколько рекомендаций.
Публикация «Консультация для родителей „Как эффективно заниматься с ребенком дома“» размещена в разделах
1. Занятия должны быть регулярными и в определенное время. Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать и понимать, что пришло время заниматься, пора отложить игрушки и развлечения, которые ему нравятся. Ничего необычного в том, что на первых порах ребёнок будет проявлять неудовольствие и капризы. Ему нужно время, чтобы привыкнуть, к новым требованиям и адаптироваться. Необходимо помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка сформируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если ему проявить настойчивость, то родители обязательно уступят.
2. Обязательно необходимо ограничить время пользования компьютером и просмотр телепередач. Все эти гаджеты являются мощнейшими стимулами, которые надолго могут занять внимание и мозг ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные действенные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес. Отсюда не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора и играет в компьютерные игры, с большой неохотой занимается. Практика показывает, что в семьях, где вообще телевизор редко включается, дети показывают стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Необходимо ограничить просмотр телевизора пятнадцатью минутами в день. Этого времени ребёнку будет достаточно, чтобы посмотреть мультфильм и получить удовольствие от детской передачи.
3. Необходимо определить ребёнку место для занятий. Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. Стол, за которым будет сидеть ребёнок, обязательно должен быть удобным. Но это не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом. Какую - то часть заданий можно выполнить на ковре, а часть времени можно отдать играм с движением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, учит сидеть, повышает концентрацию внимания, формирует волю, формирует базис последующей учебной деятельности. Часто родители пытаются организовать занятия исключительно на ковре или на диване, ходят за ребенком с пособиями или планшетом, пытаясь уговорить его заниматься. Получается, что ребенок отвлекается, начинаются проблемы с дисциплиной, учебная деятельность формируется медленно с неохотой. Занимаясь с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только то оборудование и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения данного задания. Затем, как задание выполнено, материал убирается. Посторонние предметы мешают и отвлекают ребёнка. Важнейшее и актуальнейшее соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, демонстрирующих “полевое” поведение. В таком случае деятельность ребёнка организовать очень трудно, так как он берёт все предметы, которые видит. Поэтому необходимо ограничить количество предметов, чтобы повысить продуктивность работы. Например, выкладывать небольшое количество картинок или предъявлять предметы по одному.
4. Нужно постепенно увеличивать время занятий. Если ребёнок с трудом выдерживает занятие целиком, то длительность работы на первых этапах нужно сократить, и только дальше постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать длительность по времени, которое отведено на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным. Отсюда нужно помнить, что выполнение аппликаций, лепка или рисование развивают усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на более продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции.
5. Попробуйте сделать занятия интересными. Иногда родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. Когда работа дома превращается в рутинное выполнение заданий или упражнений, направленных на тренировку тех или иных навыков, то вряд ли они вызовут интерес. На занятиях ребенку должно быть интересно. Ему необходимо открывать для себя что-то новое, играть, общаться с героями игры, самому исполнять ту или иную роль. Поэтому эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр., должны обязательно включаться в содержание занятий. Часто ребенку трудно бывает осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Муляжи помидора не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. А почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Ребёнок с радостью включаются в игру, начиная демонстрировать речевую активность и разделять с героем трапезу.
6. Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Обязательно используйте поощрения. Небольшое поощрение за старание, хороший результат, усидчивость очень хорошо мотивирует ребёнка. На первых этапах важно определить, какая награда является для ребёнка значимой. Часто значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или другой эквивалент оценки (к примеру, “смайлик”). Но детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше всего мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, машинки и др.).
7. Чаще хвалите ребенка и помогайте ему. Если что-то не получается, желание продолжать занятие отпадает. Иногда дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на начальном этапе дается тяжело. И никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В то же самое время сложно всем - ребенку, родителю, педагогу. Нередко бывают и слёзы, и категоричный отказ от занятий. Самое главное для родителя на этом этапе - не сдаваться и проявлять терпение. Ребенок видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит, а занятие продолжается, то и ему приходится менять своё поведение. Но если родители сдаются и прекращают регулярно заниматься дома, надеясь, что проблему решит логопед и воспитатели, то у ребёнка складывается соответствующий поведенческий стереотип, он начинает манипулировать - от меня все отстанут, если я буду плакать, убегать, лежать на полу. О положительной динамике в такой ситуации, не может идти речи.
На первых этапах работы иногда детям требуется очень существенная помощь. Бывает, что ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Надо дать понять, что занятие следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. Затем обязательно похвалите и себя и ребёнка. Похвала – очень хорошая мотивация для ребёнка. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Если вам иногда кажется, что хвалить ребёнка не за что, необходимо обязательно найти повод для того, чтобы положительно оценить его работу. Иногда родители не понимают, насколько важны для ребёнка слова одобрения и поддержки.
Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это не очень получается, или желание работать совместно с взрослым, или проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего. Иногда, родители не задумываются, какие последствия могут иметь их слова, когда, сравнивая рисунок дочери или сына с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех заяц красивый получился, а у тебя опять неизвестно что”. Отрицательной оценкой родитель надолго отбивает у ребёнка желание рисовать. Выполнение рисунка это большой труд для ребё нка: он старался, боролся с собой, пытаясь усидеть на месте, слушал объяснения, пытался совладать с растекающимися красками, придать рисунку красивую форму. Любой труд заслуживает похвалы.
8. Не нужно проявлять излишнюю требовательность и настойчивость. Часто распространённой ошибкой на занятиях родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим желаниям. Но возможности ребёнка в данный момент могут им не соответствовать. Например, часто такое бывает, что родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Кроме реакции негативизма, у ребёнка это ничего не вызовет. Как правило, ребёнок замолкает и отказывается заниматься.
Частое и активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков и других совместных действий. Если ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, внимание смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, подражание развивается более активно. А когда ребёнок не может выполнить задание полностью из-за блуждающего интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить занятие на несколько частей.
Случается ребёнок отказывается выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая ребёнку образец и давая ему возможность посмотреть или ещё лучше поучаствовать. Например, взрослый составляет предложения, делает паузы, ожидая, что ребё нок включится в работу: вставит слово или продолжит фразу. Впоследствии к заданию необходимо вернуться снова. Ребёнок должен научиться понимать, что любое дело необходимо довести до конца.
Если соблюдать эти несложные рекомендации то это позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, и как правило, результативность логопедической работы.