МААМ-картинки

Консультация «Как познакомить детей с временными понятиями»

Татьяна Трещева
Консультация «Как познакомить детей с временными понятиями»
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие времени для детей наиболее сложно. Это связано с его специфическими особенностями: текучесть, непрерывность, а главное отсутствие наглядных форм. Знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой последовательности, начиная с младшего возраста.

Первые временные понятия, с которыми педагоги родители могут познакомить малыша - это день, ночь, утро, вечер, зима, весна, лето, осень.

Публикация «Консультация „Как познакомить детей с временными понятиями“» размещена в разделах

Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Ознакомление с частями суток мы начинаем с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткую запись).

Воспитатель: Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром?

Ребё нок: Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Ребё нок: Когда мама приведет, утром. Когда все идут на работу.

Воспитатель: Что вы делаете утром в детском саду?

Дети: Играем. Зарядку делаем. Завтракаем.

Воспитатель: в детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

Такие беседы мы проводим на занятиях по математике, уделяя при этом особое внимание упражнению детей в правильном назывании частей суток. В повседневной деятельности мы также упражняем детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность - «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Какие же виды деятельности следует использовать как показатели разных частей суток? Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время : это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

В работе с детьми младших групп мы применяем и наиболее простые словесные игры, в которых активизируется их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —. ?», и дети дополняют пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).

Для закрепления знаний детей используем чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например,

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

(А. Б а р т о.)

В конце года в средней группе, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.

С понятием «Год», «Времена года», воспитатели знакомят детей в старшей группе. Для этого мы сделали макет года. Это четырёхстороннее дерево. С каждой стороны у дерева, свойственная определённому времени года, раскраска кроны и полянка. Благодаря этому макету, дети запоминают названия времён года, их последовательность. Макет, в форме паровозика, у которого четыре вагончика позволяет зрительно показать детям не только количество времён года, но и благодаря количеству окошечек в каждом вагоне, а их три, познакомить с месяцами. Этот макет мы используем в подготовительной к школе группе. Знакомим и показываем детям разные виды календарей.

Начиная с младшего возраста, во время прогулок обращаем внимание детей на изменения в природе, в жизни и в труде людей.

Читаем художественную литературу, заучиваем с детьми стихи, пословицы, загадки о временах года.

Когда ребенок четко усвоит понятие «год», «времена года», знакомим с понятием «месяц», с названием текущего месяца.

Большую работу проводим с родителями. Советуем рассказать, в каком месяце малыш родился, когда дни рождения у его родных. Прочитать ему сказку С. Я. Маршака «12 месяцев», просмотреть мультфильм.

С большим интересом дети воспринимают народные названия месяцев.

При ознакомлении детей с днями недели нам помогают маленькие стихотворения. Каждое утро, перед утренней гимнастикой, мы уточняем с детьми какой день недели сегодня, какой был вчера, будет завтра. Проводим игру "назови соседей".

Начиная со старшей группы, мы знакомим детей с часами. Рассказываем и показываем им какие часы могут быть. Рассказываем историю возникновения часов, наблюдаем с детьми за расположением солнца в разное время. Для занятий используем макеты часов на каждого ребёнка с движущимися стрелками и циферблатом. Дети видят разницу в величине стрелок и в скорости их движения. Поясняем, что счет минутам идет от цифры 12. Когда минутная стрелка доходит до 12, начинается новый час.

А чтобы окончательно систематизировать знания детей об этих единицах измерения времени целесообразно прочитать детям произведение Ушинского «Старик - годовик»

После такой системы занятий у ребенка сформируется четкое осознание понятия о всех единицах измерения времени.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Как хвалить детей»Консультация для родителей «Как хвалить детей» Часто перед родителями встает вопрос "Надо ли хвалить ребенка?" Мнение одних,что хвалить детей необходимо и как можно чаще,так как это.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Неспособных детей — нет!» Нередко можно наблюдать такую сцену: под звуки музыки 2-3х летний малыш топчется неуклюже, но удивительно настойчиво и ритмично. Окружающие.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Как познакомить ребят с новой группой»Консультация для воспитателей «Как познакомить ребят с новой группой» Наступит 1 сентября, и многие воспитатели принимут в группе новых воспитанников. Главная задача педагога в это период – помочь воспитанникам.

Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником?Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником? Когда-то давным-давно у нас на Руси традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как познакомить детей с временными понятиями»
Опубликовано: 11 марта 2021 в 15:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как познакомить детей с временными понятиями»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Трещева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД