Анастасия Кулакова
Консультация «Как познакомить детей с финансовой грамотностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть знают дети с ранних лет,
Что без денег «жизни нет»!
Квартиру нужно оплатить.
Продукты всей семье купить,
За садик нужно заплатить.
Про интернет не позабыть.
Чтоб знать, как разделить бюджет,
Мы изучаем с малых лет,
Всей группой разбираем,
Новинки обучения, через игру внедряем,
А как работа вся велась,
Сейчас и будет, наш рассказ…
Публикация «Консультация „Как познакомить детей с финансовой грамотностью“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность: Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности.
Цель работы:
- Расширять экономический кругозор дошкольника,
- Дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. - - Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Задачи:
- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Формы и методы работы:
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
Работу начали по блокам:
- «Труд и деньги в жизни первобытных людей»
- «Деньги и цена»
- «Труд и продукт труда»
- «Что же важнее денег?»
Первый блок включал себя, знакомство детей с жизнью первобытных людей. На занятие к детям пришел: Гном Эконом, который и рассказал, как появились деньги, откуда пришел рубль. И что же было вместо денег в далеком прошлом. Дети узнали, что было основной работой у первобытных людей: охота, рыболовство. В прошлом не было магазинов, а чтоб себя порадовать первобытные люди менялись: ракушками, перьями, шкурой животных и янтарями. Жили они в хижинах, а не в квартирах и домах. Там первобытные люди сами разжигали огонь, на котором готовили пищу, а водой пользовались из рек и озер. Электричеством служило солнце, вместе с которым они встречали рассвет, и провожали закат.
Далее работа продолжилась по второму блоку: «Деньги и цена».
Для изучения этого блока, нам очень помогли игры. Все знают, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является основным средством формирования знаний у детей дошкольного возраста, что помогает им, познакомится с финансовой грамотностью доступно и интересно.
Чаще всего, откуда мы узнаем о цене товара? Правильно, по ценникам. Что такое стоимость? Стоимость – это цена товара. Детям объясняла, что например стоимость игрушки, 30 рублей, а также можно сказать, что цена игрушки – 30 рублей. Для того чтобы усвоить понятия стоимость и цена, мы играли с сюжетно – ролевую игру: «Супермаркет».
Определяли с детьми цены товаров, писали ценники, раскладывали товар по полкам. Выбирали продавца (эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель). Требовала от детей последовательности вопросов и ответов. Что ты хочешь купить? Какая цена или стоимость этого продукта?
«Аукцион» - это тоже сюжетно - ролевая игра, на знание и закрепление понятий цена и стоимость
Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.
- Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить? Мишка стоит – 5 рублей. Кто купит Мишку? Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Теперь Мишка стоит 6 рублей. У кого есть такая сумма? Далее продаем детям еще несколько игрушек. Часто использую слово «Стоимость», чтобы ввести его в активный словарь ребенка.
Знакомство с блоком: «Труд и продукт труда», начали с того, что к нам пришел на занятие Сеньор Помидор, который показал и наглядно рассказал, как вырастить помидоры, ухаживать за ними, и как в дальнейшем это станет продуктом труда.
Сеньор Помидор задавал воспитанникам разные вопросы.
-Все ли любят томатный сок?
-А знаете ли вы, сколько надо трудиться, чтобы его сделать?
Сеньор Помидор предложим детям самим вырастить помидоры и сделать сок.
Дети на фланелеграфе выкладывают картинки-схемы выращивания помидоров. Все действия детей сопровождались вопросами
- Куда лучше посеять семена – в сугроб или теплицу?
- Что происходит в теплице?
-Могут ли семена уснуть в теплой, влажной земле?
-Как выросли кустики?
-Что будет с кустиками дальше?
-Куда их нужно высадить?
-Кто помогает расти помидорам на поле?
-Как будем поливать? Чем?
После этого Сеньор Помидор достал коробку томатного сока, и спросил:
-Как же ее наполнить?
-Где производят томатный сок?
-Как доставить нужный урожай на завод?
С помощью презентации дети познакомились с работой конвейера, как происходи разлив томатного сока.
-Куда с завода он попадает? (В магазин).
-Кто его покупает и для чего?
Дети поблагодарили гостя, и пообещали, что будут бережно заботиться на огороде об овощах и помогать родителям в выращивании продуктов.
И заключительный блок нашей большой темы был: «Что же важнее денег?»
В возрасте 3 лет у детей уже появляются расплывчатые представления о деньгах. Обычно это возникает после совместных походов по магазинам вместе с родителями. Тогда в детском лексиконе слово «дай», меняется на «купи».
Да, тема финансовая грамотность очень актуальна, для детей дошкольного возраста, потому что многие дети, не имеют представление о том, как деньги достаются родителям. А в нашей не простой экономической ситуации, тем более нужно донести до ребенка, что не все так просто, что деньги не просто появляются в кошелках мамы или папы.
И самое главное, что важнее денег, должно быть здоровье, уважение в семье, любовь близких и доверие.
Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.
Поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении, между детским садом и школой.
Вся работа по изучению финансовой грамотности дошкольников выстраивается по принципу «от простого - к сложному» это позволяет не только расширить кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт.
Результаты моей работы показали заинтересованность детей. Дети, получали представления о финансах, о том, как их заработать и как их использовать разумно, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность, бережливость.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким - М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
8. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.