Приложение МААМ

Консультация «Как познакомить детей с финансовой грамотностью»

Анастасия Кулакова
Консультация «Как познакомить детей с финансовой грамотностью»
▼ Скачать + Заказать документы

Пусть знают дети с ранних лет,

Что без денег «жизни нет»!

Квартиру нужно оплатить.

Продукты всей семье купить,

За садик нужно заплатить.

Про интернет не позабыть.

Чтоб знать, как разделить бюджет,

Мы изучаем с малых лет,

Финансовую грамотность.

Всей группой разбираем,

Новинки обучения, через игру внедряем,

А как работа вся велась,

Сейчас и будет, наш рассказ…

Публикация «Консультация „Как познакомить детей с финансовой грамотностью“» размещена в разделах

Актуальность: Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности.

Цель работы:

- Расширять экономический кругозор дошкольника,

- Дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. - - Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Задачи:

- Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

- Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Формы и методы работы:

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

Работу начали по блокам:

- «Труд и деньги в жизни первобытных людей»

- «Деньги и цена»

- «Труд и продукт труда»

- «Что же важнее денег?»

Первый блок включал себя, знакомство детей с жизнью первобытных людей. На занятие к детям пришел: Гном Эконом, который и рассказал, как появились деньги, откуда пришел рубль. И что же было вместо денег в далеком прошлом. Дети узнали, что было основной работой у первобытных людей: охота, рыболовство. В прошлом не было магазинов, а чтоб себя порадовать первобытные люди менялись: ракушками, перьями, шкурой животных и янтарями. Жили они в хижинах, а не в квартирах и домах. Там первобытные люди сами разжигали огонь, на котором готовили пищу, а водой пользовались из рек и озер. Электричеством служило солнце, вместе с которым они встречали рассвет, и провожали закат.

Далее работа продолжилась по второму блоку: «Деньги и цена».

Для изучения этого блока, нам очень помогли игры. Все знают, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является основным средством формирования знаний у детей дошкольного возраста, что помогает им, познакомится с финансовой грамотностью доступно и интересно.

Чаще всего, откуда мы узнаем о цене товара? Правильно, по ценникам. Что такое стоимость? Стоимость – это цена товара. Детям объясняла, что например стоимость игрушки, 30 рублей, а также можно сказать, что цена игрушки – 30 рублей. Для того чтобы усвоить понятия стоимость и цена, мы играли с сюжетно – ролевую игру: «Супермаркет».

Определяли с детьми цены товаров, писали ценники, раскладывали товар по полкам. Выбирали продавца (эту роль в начале игры может сыграть сам воспитатель). Требовала от детей последовательности вопросов и ответов. Что ты хочешь купить? Какая цена или стоимость этого продукта?

«Аукцион» - это тоже сюжетно - ролевая игра, на знание и закрепление понятий цена и стоимость

Всем детям раздаются деньги для приобретения товара.

- Посмотрите, ребята у меня в руках красивый плюшевый Мишка. Кто хочет его купить? Мишка стоит – 5 рублей. Кто купит Мишку? Много желающих купить Мишку, тогда я добавляю цену. Теперь Мишка стоит 6 рублей. У кого есть такая сумма? Далее продаем детям еще несколько игрушек. Часто использую слово «Стоимость», чтобы ввести его в активный словарь ребенка.

Знакомство с блоком: «Труд и продукт труда», начали с того, что к нам пришел на занятие Сеньор Помидор, который показал и наглядно рассказал, как вырастить помидоры, ухаживать за ними, и как в дальнейшем это станет продуктом труда.

Сеньор Помидор задавал воспитанникам разные вопросы.

-Все ли любят томатный сок?

-А знаете ли вы, сколько надо трудиться, чтобы его сделать?

Сеньор Помидор предложим детям самим вырастить помидоры и сделать сок.

Дети на фланелеграфе выкладывают картинки-схемы выращивания помидоров. Все действия детей сопровождались вопросами

- Куда лучше посеять семена – в сугроб или теплицу?

- Что происходит в теплице?

-Могут ли семена уснуть в теплой, влажной земле?

-Как выросли кустики?

-Что будет с кустиками дальше?

-Куда их нужно высадить?

-Кто помогает расти помидорам на поле?

-Как будем поливать? Чем?

После этого Сеньор Помидор достал коробку томатного сока, и спросил:

-Как же ее наполнить?

-Где производят томатный сок?

-Как доставить нужный урожай на завод?

С помощью презентации дети познакомились с работой конвейера, как происходи разлив томатного сока.

-Куда с завода он попадает? (В магазин).

-Кто его покупает и для чего?

Дети поблагодарили гостя, и пообещали, что будут бережно заботиться на огороде об овощах и помогать родителям в выращивании продуктов.

И заключительный блок нашей большой темы был: «Что же важнее денег?»

В возрасте 3 лет у детей уже появляются расплывчатые представления о деньгах. Обычно это возникает после совместных походов по магазинам вместе с родителями. Тогда в детском лексиконе слово «дай», меняется на «купи».

Да, тема финансовая грамотность очень актуальна, для детей дошкольного возраста, потому что многие дети, не имеют представление о том, как деньги достаются родителям. А в нашей не простой экономической ситуации, тем более нужно донести до ребенка, что не все так просто, что деньги не просто появляются в кошелках мамы или папы.

И самое главное, что важнее денег, должно быть здоровье, уважение в семье, любовь близких и доверие.

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.

Поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении, между детским садом и школой.

Вся работа по изучению финансовой грамотности дошкольников выстраивается по принципу «от простого - к сложному» это позволяет не только расширить кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт.

Результаты моей работы показали заинтересованность детей. Дети, получали представления о финансах, о том, как их заработать и как их использовать разумно, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность, бережливость.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

2. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким - М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.

8. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Как познакомить ребят с новой группой»Консультация для воспитателей «Как познакомить ребят с новой группой» Наступит 1 сентября, и многие воспитатели принимут в группе новых воспитанников. Главная задача педагога в это период – помочь воспитанникам.

Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником?Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником? Когда-то давным-давно у нас на Руси традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как познакомить детей с финансовой грамотностью»
Опубликовано: 13 мая 2021 в 17:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как познакомить детей с финансовой грамотностью»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кулакова (УИ 710609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД