Ольга Чернышова
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку заснуть в тихий час в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Как создать благоприятные условия для засыпания
Очень важна обстановка в которой засыпают дети:
1. приглушённый свет;
2. закрытые шторы или жалюзи;
3. пастельные, спокойные тона стен и потолков;
4. свежий воздух.
Пастельные тона обстановки, чистота и свежий воздух — залог сладкого сна малышей
Этапы работы перед сном: временной план
Выделяется 3 ступени организации дневного сна.
Подготовка (15–20 минут).
Релаксация (5–7 минут).
Сон (1–2 часа).
Подготовка
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры.
Публикация «Консультация для педагогов „Как помочь ребенку заснуть в тихий час в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игры для первой и второй младших групп
Тихие игры с предметами :
«Волшебный мешочек». Педагог предлагает малышам запустить ручку в мешочек с маленькими игрушками и, не вынимая её, угадать, что это.
«Подбери фигуру». Малыши получают набор геометрических фигур (3–4 шт.) и пустые трафареты. Задача: назвать фигурку и вложить её в подходящее отверстие.
Домино (лото). Если малыши уже знакомы с командными играми, то для них можно предложить домино, в котором на всех игральных костях изображены животные. Задача: игрокам нужно среди своих фишек найти ту, что продолжит линию на столе.
Игры для средней группы
Игры для средней группы могут включать задания на сообразительность и смекалку (но не только) :
Складывание заданных фигурок из элементов мозаики занимает ведущее место в картотеке игр перед сном для детей 4–5 лет.
Мозаика, конструктор не только тренируют координацию, развивают процессы мышления ребёнка, но и отлично расслабляют
«Острый глаз». Показываем ребятам баночку или мисочку. Их задача — оценить диаметр отверстия тары и вырезать из картона подходящего размера крышку. Тот, чья крышка будет точно совпадать, побеждает.
«Повторюшка». Педагог называет тему (обычно близкую той, что была на занятии до обеда, по которой дети подбирают слова. Малыши выполняют задание по очереди, причём, называя своё слово, повторяют те, что были озвучены раньше.
Игры для старшей и подготовительной групп
Это могут быть и двигательные игры, после которых можно рассказать сказку или провести дыхательную гимнастику:
«Бабушка пошла на базар и купила…». Ведущий говорит: «Бабушка пошла на базар и купила мясорубку» — рукой имитирует движение мясорубки. Следующий участник говорит эту же фразу, но вместо мясорубки называет что-то своё (например, кофемолку, швейную машинку). После рук называются движения для ног (главное, чтобы «покупку» можно было показать простым движением). Имитируя движение названного предмета, ребёнок не перестаёт крутить мясорубку. Смысл в том, чтобы все движения делать одновременно.
«Это мой нос». Малыши садятся в круг. Один прикасается к своему подбородку и говорит: «Это мой нос». Его сосед дотрагивается до своего носа, но говорит: «Это мой подбородок». Смысл в том, чтобы говорить и показывать разные части тела (можно ограничиться одним лицом или головой).
«Король тишины». Один малыш — король — садится на стул, остальные стоят вокруг него. Монарх указывает на любого ребёнка и жестом призывает к себе. Так он выбирает себе министров. Если «министр» по дороге произвёл хоть малейший шум, он выбывает. То же самое с королё м: если он зашумел, то его свергают с трона и ставят на это место первого министра, который добрался до монаршей особы беззвучно.
В играх желательно задействовать всех детишек.
Сказки
Дети очень любят сказки. А в младших группах в силу возрастной медлительности на игры времени не остаётся, так что чтение вслух лучший приём. Хотя и более старшие ребята с удовольствием послушают захватывающий сюжет.
1. Ирис Ревю «Как Тиша сон искал».
2. Андрей Прокофьев «Заячья лапка».
3. «Сказка про носорога, который не мог заснуть».
4. Наталья Ященко «Как Тигрёнок-полосатик клад искал» и др.
Релаксация
Этот этап уместно проводить под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса, журчание ручья и пр.).
Дыхательная гимнастика
Перед тем как малыши ложатся в постельки, с ними проводится 1–2 упражнения (для младшей группы, 2–3 для средней, старшей и подготовительной групп.
«Роза и одуванчик»
Инструкция:
Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
Повторяем 3–4 раза.
«Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
Инструкция:
Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
Замираем на 4–5 секунд.
Выдох тоже делаем через нос.
Повторяем 2–3 раза.
Дыхательные упражнения помогают детям расслабиться
Поощрение
Воспитатель может пообещать детям, кто раньше всех уснет, того раньше всех поднимут.
Переход ко сну
На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».
Воспитателю можно сказать: «Пусть к нам в окна залетают любимые сказки – они любят тишину. Их нельзя спугнуть. Или педагог может рассказать детям, что когда они уснут им могут присниться их любимые мультфильмы.
С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду.