Ольга Кураш
«Как подготовить ребёнка к поступлению в школу» (советы для взрослых)
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовить ребёнка к поступлению в школу
"То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. "
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Публикация «„Как подготовить ребёнка к поступлению в школу“ (советы для взрослых)» размещена в разделах
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый – это посредник, связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд ребенка, но и социализацию всех его психических проявлений. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать, ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата.
В последнее время родители детей дошкольного возраста при подготовке их к школе сводят всё обучение к натаскиванию по чтению, письму и счёту. Однако многолетний опыт педагогов-практиков показывает, что больше трудностей возникает в школе не у тех детей, которые пришли с небольшим запасом знаний, умений и навыков, а у тех, кто не готов к новой социальной роли обучающегося (неумение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, нет желания и привычки думать, отсутствие стремления узнавать что-то новое).Как привлечь детское внимание?
Существует множество пособий, книг, игр, рабочих тетрадей, которые называют себя развивающими. При их выборе прежде всего взрослые должны обратить внимание на то, чтобы предлагаемый материал был правильным, а не вводил ребёнка в заблуждение, и соответствовал возрастным физиологическим и психологическим особенностям.
Дети овладевают новыми знаниями и умениями в процессе игры, т. к. в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Планируя работу с детьми, необходимо учитывать особенности памяти детей. У части детей доминирует зрительная память – для них необходимы хорошо подобранные наглядные пособия. У других детей может доминировать слуховая память. Для них важно придумать и положить на ритмическую основу считалки-скороговорки, задачи-шутки в стихах.
Дидактические игры по формированию математических представлений:
«Назови соседей», «День-ночь», ( закрепление нумерации и понятий: «слева», «справа», «предыдущий», «последующий»); «Найди пару» (развитие зрительного внимания); «Найди столько же» (закрепление умения соотносить число и цифру); «Что лишнее?» (развитие логического мышления); «Найди клетку» (развитие внимания, памяти и умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги); «Построить дом» (закрепление прямого и обратного счёта в пределах 10, развитие логического мышления); «Чего не хватает?» (развитие внимания и логического мышления); «Домино», «Какое число пропало?» (закрепление счёта в пределах 10); «Продолжи» (счёт равными числовыми группами); «Засели жильцов» (закрепление состава чисел); «Найди нужную фигуру» (закрепление знаний о геометрических фигурах, умение работать с символами); «На что это похоже?» (сравнение формы предметов с формой геометрических фигур); «Собери картинку» (составление картинок предметов из частей…
Авторские дидактические игры:
«Собери гусеницу» (закрепление нумерации в пределах 10);
«Муха», «Сажаем цветы» (развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги по клеткам; закреплять понятия: слева, справа, над, под, перед, за, последующий, предыдущий, между.);
«Фотограф» (закрепление счёта в пределах 10);
«Поставь машины в гараж» (закрепление умения соотносить число и цифру); «Цветные примеры», «Посади бабочку на свой цветок» (закрепление состава чисел).
Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте :
«Доскажи словечко», «Сделано из…», «Один – много», «Кто как голос подаёт?», «Гномы – великаны», «Животные и их детёныши», «Птицы и их птенцы», «Чей хвост (уши, лапы, глаза, голова?», «Чем защищается животное?», «Кто где живёт?», «Часть – целое», Когда это бывает?», «Кто что делает?», «Чей это инструмент?», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Скажи грамотно», «Ответь на вопросы», «Закончи предложение»(развитие речи детей); «Потерялся первый звук», «Какой звук спрятался?», «Что в мешочке?», «Умные машины», «Сварим суп», «Баскетбол», «Нагрузи машину», «Дом звуков», «Наполни корзинку», «Почините платье», «Накормите животных», «Надень шапочку», «Кому что подарим?», «Где спрятался звук?», «Вырасти дерево» (развитие фонематического слуха, восприятия, памяти, умение выделять определённый звук) ; «Какие слова начинаются с Машиной буквы?», «Какие буквы спрятались на картинке?», «Живые слова», «Подбери пару», «Тучкины слова», «Цветочные слова», «Рыболов», «Волшебная акварель», «Ремонт», «Буквенный поезд», «Превращения», «Потерялась буква»(закрепление образа букв, чтение слогов, слов).
Демонстрационный и раздаточный материалы: «звуковые» гномы, «звуковые» светофорики, «звуковые» пеналы, кассы букв, звуковые схемы, карточки со словами, предложениями, предметные картинки, сюжетные картины.
Авторские дидактические игры:
1. Звуковые игры
Цель: учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в четком произнесении звуков, умении выделять первый звук в слове; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, фонематический слух.
«НАКОРМИ МЫШКУ»
Цель: развивать фонематический слух у детей и умение дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.
Дети называют слова с определённым звуком (твёрдым или мягким согласным) и дают мышкам «крошки» (кружки синего или зелёного цвета).
«ПОЧИНИ ПЛАТЬЕ»
Цель: развивать фонематический слух, умение называть слова с определённым звуком и указывать его место в слове.
Дети называют слова с твёрдым согласным, определяют его место в слове и закрывают кружками «дырочки» на платье.
«ЗВУКОВЫЕ ГНОМЫ»
Цель: научить детей дифференцировать гласные и согласные твёрдые и мягкие звуки.
Дети определяют (по шапке гномов, какие звуки нужно помочь ему собрать, и называют слова с данным звуком. Слова «складываются» в корзинки гномов.
«БАСКЕТБОЛ»
Цель: закреплять у детей умение называть слова с определённым звуком и дифференцировать гласные и согласные звуки.
Всем детям раздаются кружки красного и синего цвета («мячи», которые они кладут в корзину в соответствии с характеристикой первого звука в слове. Эту игру можно применять и для дифференциации согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
«УМНЫЕ МАШИНЫ»
Цель: закреплять у детей умение называть слова с определённым звуком и определять его место в слове (начало, середина, конец).
«НАГРУЗИТЕ МАШИНУ»
Цель: развивать у детей фонематический слух.
Дети называют слова с определённым количеством звуков в соответствии со схемой на машине. Слова можно подбирать по темам.
2. Игры с буквами
Цель: закреплять образы букв, развивать умение составлять и читать слоги и слова.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»,«ТУЧКИНЫ СЛОВА»
Дети составляют слова, используя буквы на капельках.
«ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»,«ЦВЕТОЧНЫЕ СЛОВА»
Дети составляют слова со слогом в середине цветка, используя слоги на лепестках.
Последние 25-30 лет во всём мире резко увеличилось количество детей, имеющих проблемы с поведением, звукопроизношением, чтением и письмом, причиной возникновения которых является очень маленькая двигательная активность. ИЗМЕНИЛСЯ НАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ: человек стал малоподвижным из-за компьютеров, телевидения, автомобилей, … Как помочь ребёнку справиться с этими трудностями?
Детская Кинезиология - это современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные,
дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей разного возраста. Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память. Использование упражнений этого комплекса не должно быть стихийным, а проводиться в системе на основе знаний о точечном массаже.
Можно ещё много рассказывать о том, как подготовить ребёнка к поступлению в школу, используя различные современные развивающие технологии, но возникает не маловажный вопрос:" Готовы ли взрослые к тому, что их любимое дитя пойдёт в школу?"
Надеюсь, что моя презентация "Готовность к школе" хоть немного вам поможет.