Наталья Носаева
Консультация для воспитателей «Как подготовить и провести родительское собрание»
Цель:
- довести до сведения воспитателей особенности подготовки и ведения родительского собрания;
-познакомить с разнообразными формами его проведения.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как подготовить и провести родительское собрание“» размещена в разделах
Большинство классиков педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и ДОУ в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей.
Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание. Анализ планов воспитательной деятельности воспитателей, анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей, злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Приятно и то, что на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. В качестве основного недостатка в организации родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей; Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности.
Давайте представим себе ситуацию: отменили родительское собрание! Кто воспримет это положительно? Поднимите руку. Почему? Кто – отрицательно? Почему? Что Вы будете делать в этой ситуации? Чем вы замените эту устоявшуюся форму работы с родителями? Что можете предложить в качестве альтернативы родительскому собранию?
Согласитесь, альтернатив не так-то уж и много. А эффективных - и того меньше. Итак, родительское собрание – достаточно важная форма работы с родителями.
Однако при подготовке и проведении его все мы сталкиваемся с определенными трудностями. Что обычно происходит в наших ОУ? Коротко расскажу, что я прочитала на одном из родительских форумов в Интернете : «Есть воспитатели, которые обеспечивают высокую степень посещаемости родительских собраний, и это, конечно же, радует руководство ОУ. И невдомек ему, руководству, что в основе такого массового охвата нередко лежит обычный человеческий страх: воспитатель проявил себя, как существо мстительное и жестокое или сумел запугать родителей карательными акциями в отношении их, в общем-то, беззащитных, детей, или провел такую мощную систему организационно-административных мер (специальная записка, звонок домой, что большинство родителей, решив не связываться со ОУ, готовы были угробить вечер и отсидеть на этом бездарном спектакле…»
Прочитав это, я задумалась: а не про нас ли это? А как я выгляжу с точки зрения родителей?
Действительно, в большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех родительских собраниях, где в красках расписываются все негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читаются скучные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных чад.
К сожалению, стоит констатировать и то, что значительная часть родителей просто пассивна и не научена занимать не то чтобы активную, но и вообще какую-либо выразительную роль на родительских собраниях. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными ОУ? Как вывести родителей из их пассивной позиции?
В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
В результате работы, проб и ошибок необходимо внести небольшие изменения в уже всем известные формы проведения родительских собраний :
1. Приглашение родителей на собрание. В таком приглашении указывается тема предстоящего разговора, предметы, необходимые для собрания.
2. Следует проводить исследования, диагностики, анкетирования, для того чтобы не быть голословными и показать родителям рост развития детей или существующие проблемы.
3. Разнообразные формы проведения родительского собрания, чаще всего игровые, так как в игре родители становятся активными участниками процесса, а не пассивными наблюдателями. Они проигрывают те упражнения, которые предлагаются для занятий с детьми.
4. Выпуск памяток и брошюр по рассматриваемой теме, для того чтобы родители дома в спокойной обстановке могли еще раз изучить информацию и применить ее в жизни.
5. Организация выставок специальной литературы. Если хотя бы один человек поинтересовался данным вопросом, значит, наши усилия не были напрасны.
6. Активное применение информационных технологий при проведении родительских собраний. Вы прекрасно знаете, что на слух воспринимается ничтожно малое количество информации. Поэтому сказанное необходимо подкрепить зрительным восприятием, выбирая из всего предлагаемого материала самое важное, главное.
7. Проведение собраний совместно с детьми, во время которых можно не только показать какие либо игровые формы и методы работы с воспитанниками, результат их достижений, но и организовать чаепитие. В такой неформальной обстановке все участники лучше узнают друг друга, делятся проблемами, которые, возможно, не возникли бы на лекционном собрании. При таком взаимодействии стираются все границы между педагогом и родителями.
А для того чтобы и у вас в памяти осталось что-то полезное после моего выступления, предлагаю вам брошюру, которая поможет в подготовке родительского собрания.
Действия воспитателя по подготовке родительского собрания
а) выбор темы собрания;
б) определение его цели и задач;
в) изучение научно-методической литературы;
г) проведение диагностического микроисследования;
д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
е) приглашение родителей и других его участников;
ж) составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;
з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
ПАМЯТКА
Правила поведения педагога ДОУ на родительском собрании
1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Убедите родителей в том, что у ДОУ и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других специалистов детского сада.
6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.
7. Важно, чтобы родители всех воспитанников : и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.
ПАМЯТКА
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т. п.
2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.
3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.
6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.
7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.
8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.
10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания ( например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение, вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).
Желаю вам удачи коллеги!