Татьяна Медведева
Как организовать самостоятельную деятельность детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
Цели самостоятельной деятельности в детском саду : тренировать навыки самообслуживания; обучать ребят ставить цель и достигать её поддерживать инициативу воспитанников; развивать в детях умение принимать решения, выражать свои идеи и чувства; воспитывать эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, а также трудовые навыки.
Публикация «Как организовать самостоятельную деятельность детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
Задача воспитателя в этот период: помочь детям начать работу по плану; помочь детям преодолеть затруднения в ходе работы; поддерживать речевое общение детей в деятельности; наблюдать за тем, как дети овладевают информацией, как взаимодействуют с партнерами, как решают проблемы; подводить итоги того, что уже сделано, и выстраивать новый план.
Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий.
• Во-первых, организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
• Во-вторых, использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.
Предметно-развивающая среда организована таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Среда отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Все виды деятельности ребенка в группе могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности : самостоятельные сюжетно-ролевые, театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Мы уделяем особое внимание, созданию условий используя разные приёмы и методы, которые помогают развивать детские интересы, способности, стимулируют активность и самостоятельность. Выделили различные центры активности, где дети предпочитают заниматься самостоятельной деятельностью.
«Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (сенсорное развитие, мир вокруг нас) Чтобы самостоятельная познавательно-игровая деятельность была эффективной, мы создаём специальную предметно-развивающую среду. Например, предлагаем разнообразные сенсорные игры, специальных наборов из которых дети любят выкладывать различные фигуры. Познавательную игротеку, наглядно-дидактические пособия и др. Согласно комплексно – тематическому планированию образовательного процесса при организации самостоятельной деятельности детей, внесением нового атрибута вызываем интерес у детей. Например: тема недели «Дорожная безопасность», внесли светофор, рассматривали его, учили стихи. В свободной самостоятельной деятельности в уголке по безопасности предпочитают играть и девочки и мальчики.
Немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей. Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой в созданном «Центре творчества», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей. Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявляли интерес, к театрализованной деятельности мы показывали, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушали, потом рассматривали иллюстрации, затем инсценировали ее в настольном театре. Впоследствии эти приемы совершенно самостоятельно применяют в самостоятельной деятельности
Игра свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Мы пробуждаем воображение ребенка, создаём условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Это определяет организацию определенного игрового пространства в группе. «Игровой центр», который обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр и др.
«Литературный центр», обеспечивает литературное развитие дошкольников. В нём свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг. Чтобы в самостоятельной деятельности дети проявили интерес к книжному уголку, мы организовываем выставку книг, (соответственно тематическим месяцам, а так же через такие приёмы как чтение, рассматривание и обсуждение, починка заинтересовываем их.
«Центр двигательной активности», который обеспечивает организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ мы отводим большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. В самостоятельной деятельности детей мы являемся только наблюдателями. Самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими. Организация самостоятельных игр, общения сверстников друг с другом позволят педагогу достичь целевых ориентиров на этапе завершения детьми уровня дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО)