Ерина Ирина
Как определить отклонения в речевом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновре-менно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять информацией.
Публикация «Как определить отклонения в речевом развитии ребенка» размещена в разделах
7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются пер-вые предложения. Длина предложений и грамотность их построения уве-личивается очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за преде-лы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме.
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.
Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Помните! Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
-К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
-К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
-К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
-К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
-К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говоря-щего.
-К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
-К году он не может произнести ни слова, не может выполнить про-стейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагиро-вать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
-К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
-К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
-К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
-К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «малень-кий».
-К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
-В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых
и зависит от достаточной речевой практики, нормального
социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его корот-ким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последо-вательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т. д.
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раз-дражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, воз-никают проблемы в обучении, нарушения психики.
Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность про-изношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо об-ратиться к специалисту. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
• негативные факторы в период беременности и родов;
• «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не по-лучает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об от-сутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
• перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распростра-ненных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
• частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
• наследственные факторы;
• снижение слуха;
• анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
• сосание пальца.
Этапы появления звуков в речи ребенка
1-2 года — А, О, Э, П, М, Б
2-3 года — И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
3-4 года — С, З, Ц
4-5 лет — Ш, Ж, Ч, Щ
5 – 5,5 лет — Л, Р.