Любовь Кузьмина
Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Как лисичка зимующих птиц спасала»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми 3-4 лет
Автор: Кузьмина Любовь Валерьевна
Организация: МДОУ Детский сад Ёлочка г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области
Образовательная область: "Коммуникация, Познание»
Раздел: "Развитие речи»
Тема «Как лисичка зимующих птиц спасала» (авторы сказки «Как лисичка зимующих птиц спасала» Т. Кирюшатовой и И. Асеевой)
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисица, лесная хищница
- Младшая группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность: Зима - серьёзное испытание для птиц. Особенно её вторая половина, когда большая часть плодов, растущих на деревьях, съедена. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы приближаются к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлекая детей к помощи зимующим птицам в зимний период, мы воспитываем в наших детях экологическое сознание, заботу о живой природе. Наша задача воспитывать у детей интерес и желание спасть птиц от гибели. Объяснить, что помочь птицам может каждый.
Цель: формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней. Расширять словарь через игровые упражнения. Закреплять умение употреблять существительные с предлогами на, в, около.
Задачи
-уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
-формулировать умения и навыки ухода за птицами в холодное время года;
-воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать желание беречь их, помогать зимующим птицам;
-активизировать в речи обобщающие слова «Зимующие птицы», расширять словарный запас (корм, кормушка, холодно, развивать наблюдательность при рассматривании птиц, диалогическую речь, логического мышления, развивать мелкую моторику рук, развивать умение играть вместе со сверстниками.
-развивать связную, грамматическую и звуковую стороны речи.
Ожидаемый результаты:
Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, снегиря.)
Понимание для чего нужно заботиться о птицах зимой.
Материалы и оборудование: кукла би-ба-бо лисичка, снегирь, синичка, воробей сделанные из ниток. Веточка, елочка, бусы из ягод шиповника, рябины, бусы белые, кусочки ваты, ложки, белое полотно, аудиозапись (вьюги, скрип снега, ноутбук
Ход занятия:
Педагог: -Ребята, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронусь (провожу по щеке каждого ребенка перышком). Как вы думаете, чем я к вам прикоснулась? (дети догадываются, что это перышко) Чье оно? Кто потерял?
Дети: -Птичка потеряла!
Педагог: Да, это перо птички. А подарила мне его лисичка. Давайте познакомимся с лисичкой и спросим где же она взяла это перышко.
Лисичка : Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Я, лисичка Лиза. Я расскажу вам сказку про птиц, которые живут в лису зимой. Их еще называют зимующие птицы. А почему зимующие?
Дети: Эти птицы не улетают в теплые края.
Рассказывание «Как лисичка зимующих птиц спасала»
Тихо зайчики сидят
На лесной опушке.
Прискакали пять бельчат –
Ушки на макушке.
Даже вьюга не шумит,
Ветки не качаются,
В небе звёздочка блестит
Сказка начинается.
Ещё осенью сделала я рябиновые бусики. Хорошие бусики получились, яркие. Осень уж давно зимою сменилась, а бусики у меня как новые. Вот надела их на шею да пошла по лесу гулять, красоваться. Иду, красуюсь, природой любуюсь смотрю, на ели красное яблоко висит. (педагог вешает на деревце первую птичку)
– Ну, чудеса,
Подошла поближе, пригляделась. Вовсе это не яблоко, а птичка – снегирь. Сидит, нахохлившись.
– Снегирь-снегирёк, тебе холодно?
– Холодно и голодно, – отвечает снегирёк. – Зима всё снегом замела, заморозила. Ничего не найти. Мне бы хоть какую-нибудь семечку, хоть какую-нибудь ягодку.
Сняла свои бусики, спустила с ниточки несколько ягодок. Протянула их снегирю:
–Вот, снегирёк, угощайся.
Поклевал снегирёк красных ягодок, сразу повеселел.
Пальчиковая гимнастика.
Сел на ветку снегирек, («попрыгать» ладошками по плечам)
Брызнул дождик (потрясти кистями рук перед собой.)
Он промок. (обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.)
Ветерок, подуй слегка, (поднять руки вверх и покачать ими.)
Обсуши нам снегирька. (помахать руками – «крылышками»)
Иду дальше, смотрю, на ветке около сосны жёлтый шарик сидит. Подошла поближе, пригляделась. Вовсе это не шарик, а птичка – синичка. Сидит, нахохлившись.
–Синичка-синичка, тебе холодно?
–Холодно и голодно, – отвечает синичка. – Зима всё снегом замела, заморозила. Вьюга разыгралась ничего не найти.
Дыхательная гимнастика «снежинка» выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох (через нос) и подуть на вату (выдох через рот). Струя длинная, не надувая щек при выдохе.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
(дети садятся на свои места. Лисичка продолжает сказку)
Сняла бусики, спустила с ниточки несколько рябиновых ягодок. Протянула их синичке:
–Вот, угощайся.
Поклевала синичка красных ягодок, сразу повеселела.
Покормила синичку и далей иду красотой любуюсь. Смотрю, а на ветке берёзы пёстренький шарик качается. Подошла поближе, пригляделась. Вовсе это не шарик, а маленький воробышек.
–Воробей-воробышек, тебе холодно?
–Холодно и голодно, – отвечает воробышек. – Зима всё снегом замела, заморозила. Ничего не найти. Мне бы хоть какую-нибудь семечку, хоть какую-нибудь ягодку.
Подумала лисичка, подумала, сняла свои бусики, спустила с ниточки несколько рябиновых ягодок. Протянула их птичке:
–Вот, воробышек, угощайся.
Поклевал воробей красных ягодок, сразу повеселел, запрыгал по веточкам.
Педагог предлагает детям поиграть с воробушком.
Подвижная игра на внимание «Воробьи-Воробушки».
Педагог тихо произносит: «Воробьи», дети медленно делают взмахи выпрямленными руками в стороны. Педагог громко говорит: «Воробушки», дети быстро машут кистями рук.
Дети присаживаются и слушают сказку дальше
Глянула я на свои бусики глянула, расстроилась. Осталась от бусиков одна ниточка.
Тут снег заскрипел, еловые ветки раздвинулись, вышел из лесной чащи сам дедушка Мороз (аудиозапись скрип снега)
–Спасибо тебе, добрая лисичка. Спасла ты птичек от верной гибели. За это будет тебе от меня подарочек.
Засияли на мне новые бусики. Каждая бусинка –круглая жемчужинка.
-Спасибо, дедушка Мороз, за подарочек, только ими птиц не накормишь. Ну, ничего, в следующем году поспеет рябина, я много рябиновых бус наделаю, а зимой по всему лесу развешу, пусть птички лакомятся. Трудно им, бедняжкам, зимой приходится. Нужно о них заботиться.
Продуктивная деятельность.
Педагог: - Ребята, а как мы с вами можем помочь зимующим птицам
Дети: -Повесить кормушку
Педагог: - Правильно повесить кормушку. Я вам предлагаю, смастерить кормушку (игра на ложках)
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичек накормить
Вот пилу возьму и доски, буду я пилить, пилить
(трём ложки друг о друга, имитируем как пилит пила)
Вжик. вжик. вжик. вжик
Я хочу кормушку сделать, чтобы птичкам помогать
Молоток возьму и гвозди,
Буду я стучать, стучать (стучим палочками)
Тук. тук. тук. тук. тук. тук
Я кормушку разрисую, чтоб красивая была (рисуем ложками в воздухе или на полу)
Чтобы птички прилетели и покушали пшена (машем ложками, как крыльями, словно летит птичка)
Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.
Подвешивание кормушек на участке детского сада.
- Ребята, мы теперь на нашем участке устроим столовую для птиц
И мы, ребята, можем помочь птицам в холодное время года – будем подкармливать птиц семенами подсолнечника, дыни и тыквы, зернами овса. Пшеном и просо. А еще ягодами рябины и калины.
Рефлексия
Педагог :- Каких птиц сегодня вы видели?
Дети :- Снегирь, синица, воробей
Педагог :-Чем кормили птиц и куда насыпали корм? (ответы детей)
Ребята, вы такие молодцы. Все птички говорят вам спасибо за вашу доброту.