Антонина Григорьева
Родительское собрание «Как играть в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как играть в раннем возрасте»
Подготовила педагог-психолог МАДОУ ДС «Мальвина»
А. Г. Григорьева
Педагог-психолог: Добрый вечер! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы поговорим с вами о сюжетной игре и о том, как вовлечь в неё ребёнка. В детстве мы все очень любили играть, и сейчас иногда можем позволить себе принять участие в игре, при этом наши воспоминания снова окунут нас в атмосферу детства.
Упражнение «Немного о себе»
Публикация «Родительское собрание „Как играть в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цели упражнения: развитие групповой сплоченности, активизация участников.
Инструкция. Участники встречи сидят в общем кругу, каждый из них по очереди представляется и продолжает фразу: «В детстве моей самой любимой игрой была, потому что…»
Педагог-психолог:
Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А. С. Макаренко
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они учатся понимать чувства других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения. Она способствует обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста – становление сюжетной игры. Её значение в психическом развитии ребёнка трудно переоценить. Такая игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Двухлетний малыш может играть долго, увлечённо, игра становится более самостоятельной и содержательной. Например, если раньше, ухаживая за куклой, ребёнок просто проводил по её волосам расчёской и откладывал её в сторону, то теперь он берет пустой флакон и «моет» ей голову «шампунем», пристраивает на волосах заколочку или ленточку. Но, пожалуй, главное достижение этого возраста – бурный рост воображения. Дети третьего года жизни способны самостоятельно придумывать предметы – заместители. Например, ребёнок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, столика, плиты, мыла, машинки; шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, таблетки. Палочка может превратиться в градусник, в ручку, которой врач выписывает рецепт, в мост, по которому проезжает машина и т. д.
Важную роль в процессе развития сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребёнку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием (вопросами, обращениями к ребёнку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними) полноценному развитию игры. Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно усиливается, он всё чаще начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению. После двух-двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнёра той или иной ролью. Ребёнок начинает называть себя мамой, папой, тётей, шофёром, куклу дочкой или сыночком и пр. Так же, как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребёнком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию некоторые приёмы и методы вовлечения ребёнка в игру.
Методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх :
- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней : покачайте её, покормите.
- Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).
- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».
- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
- Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».
- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т. п.
- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».
- Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».
- Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».
- Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»
- Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т. д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»
- Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т. д.
- Побуждайте использовать в играх речь : «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т. д.
Уважаемые родители, предлагаю Вам, для примера, подробнее ознакомиться с приёмами вовлечения в сюжетную игру с использованием конструктора.
Начинать необходимо с развития положительного эмоционального отношения ко всему новому. Азарт, заинтересованность, увлеченность взрослого, без сомнения, передается ребенку. Если он будет ощущать, что взрослые играют с ним с огромным интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и ребенок проникается радостным ощущением созидания.
Заинтересовать маленького дошкольника и включить его в процесс постройки может небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит веселых сказок, рассказываемых мамой? А если мама рассказывает сказку и создает из конструктора и мелких игрушек героев и персонажей этой сказки, то у ребенка загораются глаза, он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки строить заборы, дороги, мосты и города. «Вот озорная тучка»,- говорит мама и показывает большой кусок ваты. «Тучка плывет по небу и проливает дождь на крыши домов, деревья и дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют под дождем. Они сейчас промокнут и заболеют. А, давай построим для них грибок!» Возможно, ваших сына или дочку заинтересуют сюжет про курочку, от которой убежали все цыплята, или рассказ о неуклюжем медвежонке, наступившем на шишку, которого нужно увезти в больницу, а для этого сделать из кубиков машину. Проблемная ситуация, заставляющая задуматься, вызывающая сочувствие и желание помочь, становится основным компонентом поддержания интереса к новой для ребенка деятельности – конструированию.
Другим способом заинтересовать юного строителя и поддержать его активность могут детские стихи и песенки. Многое из них можно обыграть с помощью конструктора. «Плывет - плывет кораблик, кораблик золотой. Везет, везет кораблик подарки нам с тобой!»- читает мама стишок и на глазах ребенка из кирпичиков строит лодку или кораблик. «У нас машины разные и желтые и красные, би - би - би! Машины за машинами, би-би-би! Шуршат своими шинами, би-би-би!» - рассказывает взрослый, предлагая ребенку построить и желтую и красную машины.
Сюрпризный момент - беспроигрышный прием вовлечения ребенка в игру. Обычная обувная коробка с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки, обклеенная подарочной бумагой, становится вдруг волшебной, сказочной, а от этого притягательно манящей.
Для того, чтобы заинтересовать ребенкка игрой, взрослый вводит необходимость постройки в контекст небольшого, понятного для ребенка сюжета. И тогда конструирование приобретает для определенный смысл, оно становится игровой задачей.
Положите на пол голубую ленту или вырезанный из голубой бумаги овал. Это речка или большая лужа, а вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, трогает лапкой воду, не никак не может перебраться через лужу. Помогите малышу понять проблемность ситуации и подскажите один из возможных путей: для того чтобы помочь кошке, нужно построить дорогу. Когда ваша постройка из кирпичиков будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив малышу поводить кошку по дорожке.
Когда ребенок освоит азы простейшего конструирования, считайте, что он готов перейти к комбинированию 2-3 разных деталей, создавая образы мебели, транспорта, домов и других сооружений.
Детей всегда радуют подарки и сюрпризы. Следующую игру начните с сюрприза. Принесите ребенку «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри. Это могут быть собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка или птичка. Попросите его послушать голос одного персонажа из мешочка. Когда ребенок распознает все игрушки по голосу, достаньте их из мешочка, скажите, что они хотели бы посидеть на стуле за столом. Достаньте кубики для строительства. Покажите постройку стула и стола. Далее вместе с ребенком достройте мебель для всех игрушек. Рассадите их на стульчики, достаньте игрушечную посуду и угостите героев чаем или соком.
Ваш ребенок уже многое умеет, усложните ему игровую задачу, показав постройки из 3 деталей. Например, кукольная кровать, диванчик, паровозик. Поставьте на кирпичик кубик и цилиндр – получился паровоз. Предложите малышу построить свой паровоз, рассмотрите его.
Прочитайте стишок:
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду. Ду-ду-ду!»
Попросите показать, как дудит паровоз, как стучат колеса. Достаньте маленькие игрушки и посадите их в паровозик, и обыграйте…
Уважаемые родители! Совместна игра с ребенком - это не только радость общения, но познание чего - то нового, развитие способностей. Уважаемые родители, выкроив время для игры с ребенком, вы наслаждаетесь общением друг с другом. Не так ли? Когда же игра имеет смысл, то вы не только учите чему-то новому собственного малыша, но и невольно развиваете его способности. Задумайтесь над этим. Я думаю, что овчинка стоит выделки.