Валерия Князева
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель-результат: познакомить родителей с кризисными проявлениями детей 3-летного возраста (определение, симптомы); научить находить решение в сложных ситуациях, принимать своих детей.
Краткое содержание
Кризис трех лет, как и другие возрастные кризисы, является испытанием не только для родителей, но и для самого ребенка
Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Родители недоумевают, каким образом еще вчера такой послушный ребенок сегодня все делает наперекор взрослым, а ребенок не может понять, что с ним происходит, почему появляется желание поступать по-своему. Задача родителей в этот период - не добиваться собственного успокоения ценой наказаний, а помочь малышу преодолеть кризис, окружив его заботой и нежностью, уважая в нем лич-ность.
Ребенок в трехлетнем возрасте уже осознает, что он такой же человек, как его родители, и привитые ему навыки кажутся ему достаточными для самостоятельных действий в любых ситуациях. У детей возникает потребность самостоятельно принимать решения, и, подвергнув сомнениям правиль-ность их решений, родители лишь усугубляют ситуацию.
При проявлении негативизма, когда ребенок все делает наоборот, стоит попробовать применить небольшую хитрость, действуя от обратного. Например: «Сегодня очень холодно, но ты можешь не одеваться тепло. Тогда ты заболеешь и сможешь смотреть мультфильмы в постели, пока мы с папой пойдем в цирк!» В таком случае ребенок с удовольствием натянет на себя все теплые вещи.
При правильном поведении ребенка стоит подчеркивать его «взрослость» и значимость. Не воспринимайте благие порывы малыша как должное. Если он помыл за собой тарелку после обеда - он взрослый, он как папа! Самостоятельно правильно оделся быстрее всех - он взрослый, он умеет одеваться лучше и быстрее мамы и т. д.
Предоставляйте ребенку возможность самостоятельно принимать решения, например: «Ты сначала уберешь игрушки или пообедаешь?» В таком случае любое действие малыша будет правильным, а осознание самостоятельности принятого решения заставит его гордиться собой. Применяйте ролевые игры для объяснения ребенку норм поведения.
Проигрывайте ситуации капризов, подчеркивая реакцию малыша на плохое поведение куклы.
В игре капризный персонаж должен всегда представляться маленьким, глупым, несмышленым.
Примите как должное равное положение ребенка в семье. Ведите себя с ним так, как вы хотите, чтобы он вел себя с вами. Советуйтесь с ним по «важным» вопросам, спрашивайте разрешения, нарушая его личное пространство. Посеяв взаимное доверие в этом возрасте, вы пожнете плоды откровен-ности в подростковый период, когда кризис значительно осложнится.
Вводя определенные запреты, расширяйте и права ребенка. Дайте ему возможность принимать решения в незначительных ситуациях и учиться на своих ошибках. Тогда запреты, направленные на его безопасность, будут более действенными. Памятуя опыт своих ошибок, ребенок учтет ваше мнение.
Не пытайтесь воспитывать ребенка в момент истерики. Оставьте его в одиночестве и дайте успо-коиться. Только после полного успокоения объясните малышу все «за» и «против». Вряд ли ребенку захочется повторить бунт. Он попросту устал. К тому же понял, что метод истерик абсолютно неэф-фективен. И самое важное: ребенок учится на примере родителей. Не допускайте в своем поведении таких поступков, которые вам не хотелось бы наблюдать у него
Литература
Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: метод. пособие для воспитателя детского сада. М. : Дрофа, 2006.