Наталья Башминова
«Я — гражданин России!» Сценарий конкурса чтецов
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Я –гражданин России»- конкурс чтецов. Первый этап.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
• Расширять представления о родном крае;
• Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
• Обогащать словарь детей.
Публикация «„Я — гражданин России!“ Сценарий конкурса чтецов» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия, Родина. Конкурсы чтецов, стихи о России, литературные гостиные
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Закрепить знания детей о городе Верхняя Пышма.
Развивающие:
• Развивать творческое мышление;
• Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, психические процессы.
Воспитательные:
• Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятие;
• Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
• Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины и краю;
• Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;
• Воспитывать патриотические чувства.
• Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины и краю.
Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация «Панорама города Верхняя Пышма», изображение герба и флага России, Верхней Пышмы.
Предварительная работа:
• Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
• Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
• Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края.
Предполагаемый результат:
• Знания детей:
- о Родине, её символике;
-о городе в котором они живут.
•Знание истории города, его достопримечательностей.
•Проявление интереса, заботы к своему городу.
Ход занятия
ПЕСНЯ под КОТОРУЮ ЗАХОДЯТ ДЕТИ: «Гляжу в озёра синие…»(исп. Шаврина) презентация «Панорама России»
Логопед:
-Здравствуйте, ребята!
Давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко».
Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край.
Логопед: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении
«Родина»
Татьяны Боковой
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –Это тоже Родина.
Логопед: «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это?
(ответы детей) : - «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
«С чего начинается Родина» (М. Матусовский)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Логопед:
-Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
-А как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).-слайд с силуэтом России.
Россияне
Людмила Татьянчева
Мы рослые, мы сильные.
Добрые. Задорные.
Глаза у нас то синие.
То карие, то чёрные.
Мы сложные и разные.
Но нас в года тревожные
Сроднило Знамя Красное
И чувство непреложное.
По глубине и силе
Оно сильнее жизни.
Любовь к родной России -
Единственной Отчизне!
Логопед:- Да, наша Родина – Россия. У каждой страны есть главный город - своя столица. А как называется главный город в нашей стране? (Москва).Слайд с силуэтом России и Москвы.
А теперь давайте выберем из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны. (Дети выбирают. Затем слайд с гербом и флагом России).
Чтение стихотворения (ребенок)
Владимир Степанов
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Логопед показывает на герб - Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
. -А что такое герб?
-ОТВЕТЫ детей--Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.
Логопед. -Какие цвета на флаге Российской Федерации.
Ребё нок: (Владимир Степанов)
Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска – солнечный рассвет.
Флаг России (Инессса Агеева)
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
Логопед. -Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Кто знает, что означают цвета на флаге нашего государства?
Ребё нок : Белый цвет обозначает мир и чистоту
Синий – небо и верность
Красный – огонь и отвагу.
Логопед: Молодцы!
-А как называется край в котором живем мы с вами (На Урале, Свердловской области)
НАШ УРАЛ
Анна Нестерова
Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик…
Любим мы его душою!
Да и как же не любить?
В небеса уходят горы,
Реки бурные текут,
А леса стоят стеною
Посмотри и там, и тут.
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой,
Полечись, попей водицы,
Вместе с нами песню пой.
Здесь, у нас в Уральских недрах,
Ископаемых не счесть,
Потому Уралу Слава!
Слава! Слава! Да и честь!
И не только этим славен
Наш богатый край родной!
Здесь удмурт, казах, татарин…
Очень даже парень свой!
Много здесь живет народов,
Сразу всех не перечесть,
И в Чапаевском поселке,
Тоже есть такие, есть…
К роднику пришли гурьбою
Праздник нас сюда собрал,
Пусть живет и процветает
Величавый наш Урал!
***
Где начало горных круч…
Там Урал и чистый ключ!
Он Велик и знаменит,
Много тайн он хранит.
Родники журчат водой
Чистой-чистой, питьевой!
Ели гордо здесь стоят
И шуметь нам не велят.
Поражает красота…
Сохраним природу?
- Да!
***
УРАЛ! Это значит могущество!
Безмятежность и красота!
УРАЛ! Это наша гордость!
Это сердец теплота!
УРАЛ! Это просто сказка!
Это сила и высота!
УРАЛ! Это зелень лета,
Это снег и осенний лист…
УРАЛ! Это наша светоч!
УРАЛ! Это наша жизнь!
Живу я в глубинке России…
Людмила Татьянчева
Живу я в глубинке России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга… Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе,
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть,
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское
Всё то же.
И доброта.
И песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
Логопед:-А город, в котором мы живём? (В. Пышма)Слайд с силуэтом Росси, Москвы, Екатеринбурга, Уральских гор и г. Верхняя Пышма).
-А это флаг и герб Верхней Пышмы. Что вы можете сказать о флаге и гербе нашего города (Показываем герб и флаг из группы)
Ответы детей:
- На гербе и на флаге, изображён на золотой горе серебряный идущий грифон с золотыми клювом и глазами, держащий в передней лапе золотое «зеркало Венеры».
-Синий цвет поля, знак достоинства и мирного труда жителей города.
-Золотая гора служит указанием на богатства недр Уральских гор.
-Грифон-страж сокровищ. Окраска глаз и клюва, отличная от фигуры, служит указанием на силу духа и активную жизненную позицию-готовность отстаивать свои интересы.
-«Зеркало Венеры» - используется как знак меди.
Логопед: Сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, город - это наша малая Родина.
Физминутка: (слайды)
Логопед. : Предлагаю немного отдохнуть.
(Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.)
Мы по городу идем (маршируют,
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону,
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Логопед: - Ребята, про наш город написано немало стихов.
СТИХИ О ПЫШМЕ
(стихи для детей средней группы)
-Как хорошо, что есть на свете
Мой уголок земли родной.
Кругом леса, поля и реки,
И горный ласковый узор
- Люблю тебя, родимый город,
Твои заводы и дома.
Ты, как всегда, мне будешь дорог,
Мой город- Верхняя Пышма.
-Куда б судьба не уносила,
В какие сёла, города,
Но есть какая-то тут сила,
Что тянет вновь меня сюда.
***
- Мы живем,
Мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Городок наш скромный!
(стихи для старших дошкольников)
Верхняя Пышма
Владимир Гетоев
Есть на карте острова,
Океаны и моря.
Горы, реки и поля,
Ей название земля.
Бывает хорошо всегда,
Там где Верхняя Пышма.
Не большой, но в нем уют,
Там на заводе сплавы льют.
Как по жилам кровь струит,
Медь всегда в котлах бурлит.
Здесь народ одна семья,
Это он и ты и я.
С обелиска, журавли взлетают,
Словно рассказать они хотят.
Как Пышминцы павших вспоминают,
Любят и прекрасное творят.
Улицы в сирени утопают,
На аллеях радугой цветы.
Весело здесь праздники встречают,
Радуемся – он, и я, и ты.
Междустрочие
Мари Арно
…Верхней Пышме. Городу, который стал родным.
Этот город сводит людей
Самых разных кровей, самых разных мастей.
Этот город сводит с ума:
В нем такие места, в нем такие дома!
В этом городе мой оберег:
Это больше, чем свет, это чище, чем снег.
В этом городе лист на воде
Не такой, как везде - он подобен звезде.
В этом городе звезды горят -
На людей все глядят. Удивительный взгляд!
В этом городе нам говорят,
Что звезде доверять - жизнь свою проверять.
В этом городе звезды не лгут:
Я нашла здесь свою судьбоносную звезду.
УЛИЦА ДЕТСТВА
Владимир Тугов
Скоро май. По улице Петрова
разлетятся майские жуки.
Здесь моей души первооснова,
здесь я делал первые шаги.
Мы тогда, приехав из Свердловска,
жили тесно, спали на узлах.
И на них казалось мне не жёстко
видеть сны и даже бегать в снах!
А ходить я был ещё не мастер.
Но не хныкал, сидя в уголке!
И гудело пойманное счастье
в небольшом картонном коробке.
Знал тогда, о чём жуки гудели.
А теперь попробуй, отгадай!
Незаметно вёсны пролетели.
Вслед за первым -- тридцать первый май.
Я приехал в этот город снова.
Целый день по улицам ходил!
Объясняя детям, что "Петрова" --
это часть дороги на Тагил.
Часть такого щедрого Урала,
края малахита и слюды.
Ты меня ещё не потеряла,
улица счастливой детворы!
1984
Опускается ночь.
Владимир Тугов
Опускается ночь.
И так тихо становится, тихо.
И над Верхней Пышмой
так задумчиво звёзды горят.
А зима на Урале —
вы знаете, что за портниха?
До утра обновит
всем домам и деревьям наряд.
Каждой кровле сошьёт
козырёк из весёлого меха.
Мех над окнами ляжет
и выгнется вроде брови.
Я уеду чуть свет.
Но совсем от Пышмы не уехать,
как нельзя нам уехать
от детства и первой любви.
Этот город не раз ещё
в сердце моём отзовётся,
пусть он сам невелик
и не часто о нём говорят.
Я в него возвращусь,
чтоб увидеть, как дымка завьётся,
как над Вечной Пышмой
эти вечные звёзды горят.
Есть у каждого свой город…
Нина Матвеева
Есть у каждого свой город,
С детства близкий и родной.
Мой стоит у речки тихой,
Назван Верхнею Пышмой.
Добрым домом для меня
Стала Верхняя Пышма,
Здесь сказал я слово мама,
Здесь живёт моя семья.
Средь берёз стоят и сосен
Школы, садики, дома.
Я люблю свой город очень:
Это Родина моя!
Логопед. -Моя малая Родина. Что это значит?
(Ответы детей)
-МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
-МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
-РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Логопед: Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Все это и есть родина, то есть родное место.
В нашем городе уютно жить, работать, получать образование в колледжах, училищах, есть где развлечься, отдохнуть, заняться творчеством. В Верхней Пышме есть музеи, кинозалы, культурные центры, бассейны, клубы здоровья, стадионы.
Логопед: А теперь,предлагаю спеть песню ….
Логопед- Россия, Родина, малая Родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, наш родной город всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего края, города должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Гордись тем, что вы - граждане великой, могучей державы!
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»- исполнение песни.