ирина ерохина
Консультация «Я должен и обязан»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я должен и обязан!»
Провела воспитатель
Ерохина И. Н.
Цель: Повышение уровня правовой грамотности, развитие гражданско – правовой культуры.
Задачи: Воспитывать в духе законности и уважения прав других людей. Познакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК «О правах ребенка».
Формировать положительное отношение к законам и их выполнению. Побудить учащихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали.
Коррекционная: Коррекция мыслительной деятельности, сравнения, анализа синтеза.
Форма: Воспитательный час
Публикация «Консультация „Я должен и обязан“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Наглядность: Памятки «Мои права и обязанности», Кодекс воспитанника
Ход ЗАНЯТИЙ
ОРГ. МОМЕНТ
Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения соседу по парте. Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и светлее в нашей группе.
ВСТУПЛЕНИЕ
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.
20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).
- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".
Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".
«Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
(народная мудрость)
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.
И сегодня на нашем занятии мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Права ребенка (читает Скидченко Аня)
Лишь появится ребенок
И начнет едва дышать
У него уже с пеленок
Всякие права.
Он имеет право жить
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, дружный дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым
Он на свете не один.
Каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Главное, что всегда должны помнить взрослые - это то, что перед ними человек, личность со своими нуждами и желаниями, к которым нужно относиться с уважением. Мы с вами должны повторить и узнать новые права и обязанности ребенка.
Что же такое право? (высказывания детей).
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права. - А есть ли права у вас, у детей?
А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ : вы сейчас прочитаете и запомните.
- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Право ребенка - это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
Давайте вспомним какие у вас есть права? (на доске записывает Киенко Таня)
Право на жизнь
Право на отдых
Право на полезную и качественную пищу и воду
Право на жилье
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на имя
Право на игру
Право на защиту от физического насилия
А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ : вы сейчас прочитаете и запомните.
Правильно! нужно слушать советы взрослых и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться воспитателей, учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями. Видите, как много обязанностей у детей.
- Помните, там, где есть права, обязательно есть обязанности. Права предоставляются, а обязанности выполняются!
Воспитатель: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности :
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Обязанности.
ФИЗМИНУТКА
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять права и обязанности. Если называю право, то вы поднимаете руки вверх, а если обязанности – то хлопаем в ладоши.
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)
Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)
Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)
Бесплатно учиться. (П)
Бережно относиться к имуществу. (ОБ)
Беречь и охранять природу. (ОБ)
Отдыхать. (П)
Соблюдать устав детского дома. (ОБ)
Добросовестно учиться. (ОБ)
Помогать родителям. (ОБ)
Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)
Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
1. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться, если заболел – лечиться, Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок, мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина строго (запрещается).
Упражнение «Мои обязанности»
1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)
3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
4. Основной документ детского дома, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги….
6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
7. Обязанность родителей …. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и … наследие страны;(Культурное)
10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к … и её богатствам; (Природе)
Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.
- Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.
- Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.
- Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
Итог занятия.
- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Нужно ли знать свои права?
- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.
А сейчас я предлагаю вам послушать восточную притчу.
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружнный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал е между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.
Самооценка. «Мои права и обязанности»
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права?
Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности?
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу.
Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье.
Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье.
Соблюдаешь ты свои обязанности дома?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке?
Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене?
Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах?
Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?