Елена Лазебная (Шаламова)
НОД «Я б в геологи пошел — пусть меня научат»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
«Я б в геологи пошел – пусть меня научат»
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
- познакомить детей с профессией геолога; дать представление о значимости профессии для экономического развития страны;
-обогащать знания детей о полезных ископаемых (где их можно обнаружить, какие бывают, что из них можно делать);
-закреплять умение ориентироваться по карте, по компасу;
-развивать исследовательские навыки;
Публикация «НОД „Я б в геологи пошел — пусть меня научат“» размещена в разделах
- активизировать внимание и речь детей, развивать логическое мышление.
Оборудование:
• посылка;
• коллекция камней-минералов (полезных ископаемых);
• камни, собранные детьми на прогулке;
• картинки с изображением геологов;
• коробочки с полезными ископаемыми – железная руда, каменный уголь, мел, лупы - по количеству детей;
• 2 рюкзака и 2 корзины, в каждой из которых лежат разные предметы: компас, карта, молоток, кружка железная, чашка глиняная, спички, мягкая игрушка, мячик, фен, утюг, бусы, фонарик, котелок, сковородка, акварельные краски, маска аквалангиста, сачок, бинокль, отвертка;
• карта группы: большая демонстрационная (для педагога) и маленькие раздаточные (для детей)- по количеству детей, черные фломастеры;
• карточки с условными обозначениями таких полезных ископаемых, как железная руда, мел, каменный уголь;
• физическая карта России с обозначенными полезными ископаемыми (или Географический атлас для детей «Мир и человек», стр. 29);
• фотографии Лебединского горно-обогатительного комбината, карьера;
• картинки с изображением предметов из глины, дерева, железа;
• компас – по количеству детей;
• 4 сундучка, в одном из которых лежит угощение – конфеты
• картонные жетоны со смайликами – улыбка, грусть.
Предварительная работа: на прогулке дошкольники собирают камешки различной формы и окраски.
Ход деятельности.
Воспитатель заносит в группу посылку, предлагает детям посмотреть, что там лежит. В коробке находится коллекция различных камней-минералов (полезных ископаемых). Дети рассматривают их, пробуют на ощупь.
Воспитатель: Каждый маленький ребенок, будь то мальчишка или девчонка, хоть раз в жизни собирал камешки различной формы и окраски. Разные по размерам и цвету, гладкие и шероховатые, напоминающие драгоценные камни, они просто заставляют нас собирать их! Давайте посмотрим, какие камешки мы собрали с вами на прогулке (добавляет к присланным в посылке камням уже имеющиеся камни). Посмотрите, действительно, все камни разные, и все такие красивые. Они выглядят такими привлекательными, потому что состоят из одного или нескольких минералов (обращает внимание на наличие в камнях нескольких цветов). Именно эти минералы придают различным камням прекрасные оттенки, заставляя некоторые из них сверкать наподобие драгоценных камней.
Люди, которые занимаются изучением камней-минералов, называются геологами. Геолог – это профессия (демонстрирует детям картинки с изображением геологов).
Скажите, а где можно найти вот такие камни камни-минералы, как в нашей посылке? (ответы детей). Минералы можно обнаружить в самых разных местах: в горных породах, в песках, в земле, на дне моря. Поэтому геологи все время путешествуют - они проходят пешком десятки километров, карабкаются на высокие горы, спускаются в глубокие пещеры.
А как вы думаете, для чего геологи ищут все эти камни-минералы? (ответы детей).
Я отвечу на этот вопрос стихотворением, послушайте:
Он по тайге и в дождь, и в зной
Шагает без дорог.
Рюкзак несет он за спиной,
В нем верный молоток.
И вдоль реки его маршрут.
И по крутым горам.
Отбил кусочек камня тут,
Кусочек камня там.
Он камни соберет в рюкзак,
Изучит, а потом
Приедет и доложит так:
-Здесь золото найдем,
А здесь должно быть серебро,
Здесь надо медь искать…
Про все подземное добро
Он может рассказать.
Его профессия нужна,
Чтоб богатела вся страна.
(Г. Шалаева)
Камни-минералы еще называют полезными ископаемыми. Почему их так называют? (ответы детей). Да, потому что они приносят пользу людям. А еще полезные ископаемые называют природными богатствами. Как вы думаете, почему? Как наша страна может богатеть, добывая полезные ископаемые? (ответы детей). Да, благодаря добыче новых полезных ископаемых в стране все больше появляется новых фабрик, заводов, которые производят различную продукцию - ее покупают жители нашей страны и других стран.
Какие полезные ископаемые знаете вы? (ответы детей). Предлагаю вам рассмотреть образцы полезных ископаемых.
Ребята садятся за столы. У каждого - коробка с набором полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, мел, лупа. Педагог предлагает дошкольникам по-очереди взять в руки образцы полезных ископаемых, рассмотреть через лупу. Проводит с детьми беседу: для чего нужны те или иные полезные ископаемые:
• железная руда - из нее делают металл, а из металла можно делать все, что угодно: машины, самолеты, посуду, различные инструменты для мастеров и орудия труда. Из металла делают оружие, украшения;
• каменный уголь - является топливом (несет в дом свет, тепло);
• мел – используется в строительстве- с его помощью возводят дома, различные архитектурные сооружения; делают посуду; мелом пишут на доске.
Воспитатель: Профессия геолога очень трудна. Жить геологам приходится в палатках, спать – в спальных мешках, готовить еду - на костре.
Все свое имущество геологи должны уместить в рюкзаке, с которым они и бродят в поисках полезных ископаемых. А как вы думаете, что носят в своем рюкзаке геологи? (ответы детей).
Давайте поиграем: поделимся на 2 команды, и попробуем собрать для геолога рюкзак - чья команда быстрее и правильно соберет рюкзак.
Детям дается 2 рюкзака и 2 корзины, в каждой из которых лежат разные предметы: компас, карта, молоток, кружка железная, чашка глиняная, спички, мягкая игрушка, мячик, фен, утюг, бусы, фонарик, котелок, сковородка, акварельные краски, маска аквалангиста, сачок, бинокль, отвертка.
По окончании игры дети проверяют правильность выполнения задания противоположной командой, комментируют ответ, для чего нужна та или иная вещь геологу в походе.
Воспитатель: Геологи должны уметь хорошо ориентироваться по компасу и карте, чтобы не заблудиться. Найдя полезное ископаемое, геологи помечают на карте, где оно расположено, чтобы специалисты могли добыть его из недр Земли.
Ребята, а вы умеете ориентироваться по карте? А по компасу?
Сейчас мы это проверим.
Представьте, что вы стали геологами, и ищите полезные ископаемые.
У меня есть карта нашей группы (вывешивает ее на доску). Я разложила по группе коробочки с полезными ископаемыми - мелом, железной рудой, углем. Вам я тоже дам карты группы. Давайте отметим на карте, где, в каком месте находятся эти коробочки.
Для обозначения полезных ископаемых существуют специальные условные обозначения (показывает детям карточки с условными обозначениями полезных ископаемых) :
Мел-
Железная руда-
Уголь-
(Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает ребятам проверить, правильно ли они справились с заданием - рисует условные обозначения на карте на доске, дети сверяют рисунок со своими картами).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, наша страна богата полезными ископаемыми? (ответы детей). Давайте рассмотрим карту нашей страны с обозначенными на ней геологами уже найденными полезными ископаемыми (показывает физическую карту России с обозначенными полезными ископаемыми, обсуждает с детьми, какие полезные ископаемые отмечены в том или ином месте, с помощью каких условных обозначений).
Воспитатель: Ребята, а какие полезные ископаемые добывают в нашем городе Губкине? (ответы детей). Да, у нас добывают железную руду. Построен Лебединский горно-обогатительный комбинат, в карьере которого и происходит добыча железной руды (демонстрирует фотографии комбината, карьера).
Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Что делают из железа?» (Детям предлагаются картинки с изображением предметов из глины, дерева, железа. Задание: отобрать картинки с изображением предметов из железа).
Воспитатель: У меня для вас есть еще сюрприз. Только вам нужно найти его самим с помощью компаса. Вспомните, как правильно пользоваться компасом (ответы детей). Да, нужно взять в руки компас, и медленно вращать его вокруг себя, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N. Это будет означать, что мы стоим лицом к северу. Сзади у нас юг, слева – запад, справа – восток.
В группе у нас стоят четыре сундучка. Сюрприз в сундучке, который находится в южной части группы. Попробуйте его отыскать с помощью компаса. (Дети выполняют задание. Открыв сундучок, обнаруживают там угощение - конфеты).
В конце деятельности подводится итог.
Воспитатель: Ребята! О какой профессии вы сегодня узнали? Что делает геолог? Для чего нужно искать полезные ископаемые?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, если вам было сегодня интересно узнать про новую профессию геолога, возьмите себе на память улыбающийся смайлик, а если вам не понравилось быть геологами – возьмите грустный смайлик.