Ирина Астафьева
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Открытой образовательной познавательно — экспериментальной деятельности в старшей группе №5
«Извержение вулкана»
Программное содержание: расширять знания детей об окружающем мире.
Познакомить с явлением неживой природы-извержением вулкана.
Удовлетворять потребности детей в познании и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.
Образовательные:
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов.
2. Расширять и активизировать словарный запас: вулкан, лава, жерло, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, пемза, вулканологи.
3. Формировать представления детей о природном явлении-извержении вулкана;
4. Формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
Развивающие:
1. Стимулировать желание детей экспериментировать;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. В процессе экспериментирования развивать качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность,произвольность поведения,коммуникативные способности;
4. Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельно-исследовательской деятельности по экспериментированию;
3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Оборудование:
Поднос, муляж вулкана, гуашь, сода, уксус, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики, пластмасовые тарелки, ложки, кисточки, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций,
Ход занятия
Ребята, занятие у нас сегодня необычное, к нам пришло очень много хороших и добрых гостей.
Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется (Земля).
Отгадайте загадку:
Я ходил по разным странам
Плыл по рекам, океанам
По пустыне шел отважно-
На одном листе бумажном. (Географическая карта).
Дети, а что изображено на карте? (наша Земля)
Правильно, давайте вспомним, что изображено синим цветом? (моря, океаны, реки)
А зеленым, желтым, коричневым? (суша, пустыни, горы)
Ребята, а что такое горы? (высокие холмы)
А из чего состоят горы? (из камней)
Слушайте загадку: Я плююсь огнем и лавой,
Я-опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня (Вулкан).
Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
В некоторых горах на земле есть глубокие трещины, и эта горячая каша, которая называется лава, выливается наружу. Вулкан похож на пирамиду, на конус. Сначала из кратера вулкана, который похож на чашу, дыру поднимается облако пепла и газа. Затем лава поднимается по жерлу вулкана и через кратер выливается наружу.
Ребята, вулканы бывают спящие и действующие. Спящие-извержение которых давно не происходило, но возможно. Действующие-извергаются раз в жизни. (Самый высокий-на Камчатке).
Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
Ребята, а вы знаете, что происходит перед извержением вулкана? (Землятресение).
А как вы думаете, сможет ли кто –то подсказать помочь людям о наступающем извержении вулкана. (Вулканологи).
Правильно, люди этой профессии называются – Вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть свои места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они знают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите какая это опасная профессия.
Физкультминутка.
-Деты, вы наверное устали, давайте тихонько встанем и немного поиграем.
-По дорожке мы шагали
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед
Где вулкан уже нас ждет
-В лабораторию пришли тихо скажем 1,2,3.
Давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории (не шуметь, не толкаться, ничего не трогать, пока я не скажу)
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан.
-Как вы думаете, у нас получится?
1,2,3-повернись и в волшебника превратись! (тихонько сели).
-Дети, мы с вами на прошлом занятии приготовили макеты вулканов. Пока наш вулкан спящий, но мы же волшебники, и с помощью волшебных средств, которые есть у нас, мы его разбудим.
-У меня есть схема, мы будем делать все в точности как в ней указано. Работать будем парами.
-У вас на столе у каждого-стакан с водой, и 3 ст. с волшебными веществами, на салфетке кисточка, чтобы мешать и ложка-чтобы накладывать.
1 (краска)» 2 (сода)» 3 (моющее средство).
Смотрим по схеме: из ст. №1 берем волшебное вещество кисточкой. И подкрашиваем воду.
Хорошо перемешиваем.
Из ст. №2 берем 2л. Волшебного вещества и кладем в стакан, хорошо перемешиваем, долго мешаем.
Из ст. №3 берем 2л. Волшебного вещества-кладем в стакан, перемешиваем.
-Вылили в кратер вулкана свою волшебную воду и подошли тихонько ко мне.
-А сейчас я добавлю супер-волшебное вещество в наши вулканы.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает», из него выходит, пузырясь лава. (звук, колонка).
-Дети, что вы наблюдаете, чем извергается вулкан?
Правильно, а наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
А в природе это не так.
Итог:
-Ребята, наше исследование подошло к концу, давайте вспомним:
-Что вы узнали нового?
-А что понравилось больше всего?-Молодцы ребята, вы били внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно.
-Вот здорово! Давайте скажем друг-другу спасибо, попрощаемся с гостями.
-