Малышева Елена Анатольевна
Изотерапия как нетрадиционная форма работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
"ИЗОТЕРАПИЯ - как нетрадиционная форма работы с детьми"
Арттерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является арт-терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арт-терапии : рисуночная терапия (или изотерапия); библиотерапия ; музыкотерапия; сказкотерапия и др.
Публикация «Изотерапия как нетрадиционная форма работы с детьми» размещена в разделах
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия - один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.
Один из самых распространенных видов арт-терапии - изотерапия. Возраст от 5 до 10 лет называют "золотым веком" детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно для детей. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:
-обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование ;
- способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
-создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции -оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; содействует формированию позитивной " Я-концепции " и повышению уверенности в себе.
Преимущества изотерапии перед другими формами психотерапевтической работы :
-- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
--изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
--продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
--изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
--изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
-Воспитательные;
-Коррекционные;
-Психотерапевтические /лечебные/;
-Диагностические – Развивающие
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности
Психотерапевтические. “ Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам. рисование на тему "Злость" рисование на тему "Моё настроение" рисование на свободную тему под музыку
Развивающие. Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Существуют специальные техники рисования:
пальчиками; рисование ладошкой; оттиск печатками из картофеля; оттиск поролоном; оттиск смятой бумагой; восковые мелки (свеча) и акварель; монотипия предметная; монотипия пейзажная; цветной граттаж ; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография с ниточкой; набрызг ; отпечатки листьев.
В работе с детьми используются разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них. Рисование пальчиками Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). Рисование ладошкой Материал и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки. Способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, дерева).
Оттиск печатками из картофеля ("печатки") Материал и инструменты: мисочкалибо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.). Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. Способ получения изображения. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск смятой бумагой Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Кляксография обычная Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с трубочкой Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5, трубочка-соломинка для напитков. Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку, или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.