Елена Прохорова
Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия – что это такое?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.
Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.
Публикация «Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры для детей
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Задачи арттерапии:
• диагностика психологических проблем;
• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;
• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;
• увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арттерапия как вспомогательный метод);
• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;
• облегчение установления социальных контактов;
• развитие творческих способностей;
• развитие самоконтроля;
• повышение самооценки.
Методы арттерапии:
Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства:
• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.,
• цветотерапия,
• песочная терапия,
• музыкотерапия,
• библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,
• данс - терапия, драматерапия.
Функции арттерапии:
• воспитательная,
• коррекционная,
• психотерапевтическая,
• диаигностическая,
• развивающая.
Каждый из видов арттерапии имеет свои методики.
Остановимся на такой форме арт-терапии как изотерапия.
Изотерапия – это все, что связано с изобразительным искусством (рисование, живопись, лепка и т. д.)
Условия подбора техник и приёмов создания изображений.
Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны и приятны ребёнку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть:
• процесс создания изображения;
• результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребёнка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами, ладонями и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Игры и упражнения изотерапии
Рисование на песке – самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.
Все, что нужно для песочной арттерапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.
Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т. д.) делается рисунок: пятна, линии и прочее.
К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нём в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок.
Ребёнок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.
Техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование предметами окружающего пространства: (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками) служит для ребёнка залогом успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Погружение в мир цвета и музыки.
Игра «Движение – стоп» - воздействие цветом и музыкой одновременно, развитие мелкой моторики, развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения.
Игра «Смотри – гляжу» - создание особой эмоциональной творческой атмосферы, развитие коммуникативных навыков, умение действовать в соответствии с темпом музыки.
«Путешествие в цветную страну» - весь день посвящен какому-нибудь цвету. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках. Можно оформить выставку предметов соответствующего цвета. Все предметы насыщенных, ярких оттенков выставляются на 2-3 часа, предметы нежных приятных оттенков можно оставить на целый день.
«Солнечное настроение» - весь день посвящен солнечному желтому цвету. Дети дарят друг другу улыбки, делятся хорошим настроением. В конце дня можно предложить детям обвести свою ладошку на бумаге желтого цвета и вырезать. Из получившихся ладошек собрать «солнышко».
Литература:
«Весёлое рождество» и «Весёлые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;
«Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;
«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой;
«Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжевой.