Приложение МААМ

Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми

Елена Прохорова
Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия – что это такое?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.

Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.

Темочки:

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Задачи арттерапии:

• диагностика психологических проблем;

• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

• увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арттерапия как вспомогательный метод);

• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

• облегчение установления социальных контактов;

• развитие творческих способностей;

• развитие самоконтроля;

• повышение самооценки.

Методы арттерапии:

Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства:

• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.,

• цветотерапия,

• песочная терапия,

• музыкотерапия,

• библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,

• данс - терапия, драматерапия.

Функции арттерапии:

• воспитательная,

• коррекционная,

• психотерапевтическая,

• диаигностическая,

• развивающая.

Каждый из видов арттерапии имеет свои методики.

Остановимся на такой форме арт-терапии как изотерапия.

Изотерапия – это все, что связано с изобразительным искусством (рисование, живопись, лепка и т. д.)

Условия подбора техник и приёмов создания изображений.

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны и приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть:

• процесс создания изображения;

• результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребёнка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами, ладонями и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Игры и упражнения изотерапии

Рисование на песке – самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.

Все, что нужно для песочной арттерапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т. д.) делается рисунок: пятна, линии и прочее.

К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нём в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок.

Ребёнок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

Техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства: (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками) служит для ребёнка залогом успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Погружение в мир цвета и музыки.

Игра «Движение – стоп» - воздействие цветом и музыкой одновременно, развитие мелкой моторики, развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения.

Игра «Смотри – гляжу» - создание особой эмоциональной творческой атмосферы, развитие коммуникативных навыков, умение действовать в соответствии с темпом музыки.

«Путешествие в цветную страну» - весь день посвящен какому-нибудь цвету. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках. Можно оформить выставку предметов соответствующего цвета. Все предметы насыщенных, ярких оттенков выставляются на 2-3 часа, предметы нежных приятных оттенков можно оставить на целый день.

«Солнечное настроение» - весь день посвящен солнечному желтому цвету. Дети дарят друг другу улыбки, делятся хорошим настроением. В конце дня можно предложить детям обвести свою ладошку на бумаге желтого цвета и вырезать. Из получившихся ладошек собрать «солнышко».

Литература:

«Весёлое рождество» и «Весёлые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;

«Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;

«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой;

«Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжевой.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Физкультурные упражнения, динамические паузы, пальчиковые игры с детьми второй младшей группы 1. Физкультминутка «Обжора» (авт. В. Втюрина). Один пузатый здоровяк Округлое движение обеими руками вокруг живота. Съел десяток булок.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет)Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет) В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной,.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Отчет о проделанной работе с детьми во время самоизоляции по проекту «Игры с крупами»Отчет о проделанной работе с детьми во время самоизоляции по проекту «Игры с крупами» О пользе игр по сенсорике спорить не приходится. Занятия с сыпучими веществами отлично развивают детские пальчики. Игры с крупами не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 18:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прохорова (УИ 2493748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД