МААМ-картинки

Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми

Елена Прохорова
Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми

Арт-терапия – что это такое?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение, т. е. буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.

Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.

Публикация «Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми» размещена в разделах

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Задачи арттерапии:

• диагностика психологических проблем;

• наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

• адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

• увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арттерапия как вспомогательный метод);

• обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

• облегчение установления социальных контактов;

• развитие творческих способностей;

• развитие самоконтроля;

• повышение самооценки.

Методы арттерапии:

Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства:

• изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д.,

• цветотерапия,

• песочная терапия,

• музыкотерапия,

• библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,

• данс - терапия, драматерапия.

Функции арттерапии:

• воспитательная,

• коррекционная,

• психотерапевтическая,

• диаигностическая,

• развивающая.

Каждый из видов арттерапии имеет свои методики.

Остановимся на такой форме арт-терапии как изотерапия.

Изотерапия – это все, что связано с изобразительным искусством (рисование, живопись, лепка и т. д.)

Условия подбора техник и приёмов создания изображений.

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны и приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть:

• процесс создания изображения;

• результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребёнка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами, ладонями и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Игры и упражнения изотерапии

Рисование на песке – самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.

Все, что нужно для песочной арттерапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т. д.) делается рисунок: пятна, линии и прочее.

К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нём в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок.

Ребёнок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

Техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства: (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками) служит для ребёнка залогом успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Погружение в мир цвета и музыки.

Игра «Движение – стоп» - воздействие цветом и музыкой одновременно, развитие мелкой моторики, развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения.

Игра «Смотри – гляжу» - создание особой эмоциональной творческой атмосферы, развитие коммуникативных навыков, умение действовать в соответствии с темпом музыки.

«Путешествие в цветную страну» - весь день посвящен какому-нибудь цвету. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках. Можно оформить выставку предметов соответствующего цвета. Все предметы насыщенных, ярких оттенков выставляются на 2-3 часа, предметы нежных приятных оттенков можно оставить на целый день.

«Солнечное настроение» - весь день посвящен солнечному желтому цвету. Дети дарят друг другу улыбки, делятся хорошим настроением. В конце дня можно предложить детям обвести свою ладошку на бумаге желтого цвета и вырезать. Из получившихся ладошек собрать «солнышко».

Литература:

«Весёлое рождество» и «Весёлые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;

«Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;

«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой;

«Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжевой.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Физкультурные упражнения, динамические паузы, пальчиковые игры с детьми второй младшей группы 1. Физкультминутка «Обжора» (авт. В. Втюрина). Один пузатый здоровяк Округлое движение обеими руками вокруг живота. Съел десяток булок.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет)Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет) В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной,.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Отчет о проделанной работе с детьми во время самоизоляции по проекту «Игры с крупами»Отчет о проделанной работе с детьми во время самоизоляции по проекту «Игры с крупами» О пользе игр по сенсорике спорить не приходится. Занятия с сыпучими веществами отлично развивают детские пальчики. Игры с крупами не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 18:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изотерапия — игры и упражнения, применяемые в работе с агрессивными, тревожными, аутистичными и гиперактивными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД